Стоянка человека . Арал - драма величия и ничтожества

Стоянка человека . Арал - драма величия и ничтожества

Человек, будучи существом, принципиально отличным от всех других, не может существовать в рамках данной ему природы. Так человек начал творить свои образы, свои фантазии, свою антропогенную реальность. Так появились культура, искусство и все остальное, что мы теперь именуем научно-техническим прогрессом и цивилизацией. Так родилось одно из главнейших заблуждений. Человек посчитал, что ему все по плечу.

Строительство гидроэлектростанций, зарегулирование стоков рек, искусственные землетрясения, повороты рек вспять. Без оглядки на экосистему. Для природы деятельность “венца творения” стала настоящей катастрофой. Животные и птицы погибали целыми популяциями, исчезали представители растительного мира. И многие преступления против природы произошли в минимально краткий с позиции истории человечества срок - всего лишь во второй половине двадцатого века. А если принимать во внимание то, что само существование человека - лишь миг в истории жизни на нашей планете, становится очевидным, насколько задрал свой нос человек, что “проходит, как хозяин”.

Теперь мы живем в третьем тысячелетии. Постиндустриальное общество сменилось обществом информационным. Что это значит? Заметьте, первостепенными становятся не естественные и технические науки, но совсем другие, которые раньше не были прикладными - философия, семиотика, теология, социальная антропология. Это значит, что человек вновь, теперь уже не интуитивно, но обоснованно, начинает осознавать не только свое величие, как подобие Божие, но и свою ничтожность, как творение Божие, ставит себя в один незримый ряд с тем, что его окружает. Человек постепенно начинает осознавать, что он - часть системы, один из ее элементов, от правильного взаимодействия которых и зависит устойчивость, жизнеспособность системы в целом. Одним из примеров взаимодействия человека и природы можно рассмотреть пример Арала, пишет «Новое поколение».

Арал - один из самых молодых естественных водоемов на земле. Арал возник не более 10 тысяч лет назад, как сточный водоем двух рек - Амударьи и Сырдарьи, которые, в свою очередь, родились благодаря потеплению климата. Вода, образовавшаяся от таяния ледников, нашла для себя низину, где и скапливалась тысячелетиями. При этом утверждать, что заполнение впадины водой всегда имело положительный коэффициент, нельзя. Границы водоема не были стабильными. Известно, например, что около 500 лет назад то, что теперь называют Малым Аралом, уже существовало примерно в тех же границах, а на недавнем дне морском обнаружены захоронения людей. И та истерия, что на протяжении последнего десятилетия нет-нет да проявляет себя в СМИ по поводу спасения Арала, в этом контексте выглядит надуманной.

Почему бы не взглянуть на ситуацию так. Да, был водоем. Причем был там, где ему по всем признакам и быть-то удавалось лишь по чистой случайности. Можно считать, на какое-то время повезло пустыне. Люди облюбовали его для того, чтобы жить за счет водоема, в силу способностей эксплуатировали, использовали как источник пищи и удовлетворения иных своих потребностей. Но время распорядилось так, что водоем стал вновь менять свои очертания.

Можно, конечно, говорить, что виной тому те, кто десятилетиями отбирал у Арала его воду. Но, скорее всего, вмешательство человека лишь ускорило процесс, который и так произошел бы. Да, природа официально нам не рада в этом конкретном месте. И это следует признать. Говорить о том, что человек способен в какие бы то ни было сроки подтянуть кромку берега к бывшим портовым городам и поселкам - все равно, что рассматривать возможность предотвращения землетрясения или извержения вулкана.

Понятен чисто теоретический интерес ученых рассчитывать такие возможности. Понятен и чиновничий интерес признавать возможность таких влияний на природные процессы, поскольку подобные проекты дешевыми не бывают и дают возможность осваивать немалые материальные ресурсы. Но достаточно вспомнить, сколько усилий было затрачено на строительство дамбы, которая должна была поднять уровень воды в северной части водоема, и как в одночасье ее на многие километры разметало штормом, чтобы убедиться в тщетности усилий и признать, что четырехлетнее вложение средств не имело смысла. Не лучше ли было бы направить вложенные в строительство дамбы средства в действительно рациональное дело. Например, в переселение людей на более пригодные для жизни территории. Ну, нет там больше структурообразующей отрасли - рыбоводства и рыболовства. Нет и судоходства. Но рыбаки-то и мореходы остались (те, что поступили мудрее и давно уехали - обживают новые места). Почему бы не разработать программу переселения этих людей туда, где они смогут применять свой опыт, зарабатывать себе хлеб насущный и при этом государству приносить пользу? Население Казахстана не превышает 15 миллионов человек - по сути, население одного мегаполиса рассредоточено по огромной территории, равной площади нескольких европейских государств. Проблема нехватки человеческих ресурсов - одна из обсуждаемых сегодня. А там - в пустыне - без дела сидят десятки тысяч человек, получают от государства унизительные пособия и надеются, что вот-вот, не в этом десятилетии, так в следующем, к их порогу вновь приведут утраченное море.

Сегодня человек вновь уже недалек от осознания того, что ему следует приспосабливаться под природу, а не наоборот. Да, порой он испытывает свои возможности и вступает в противоборство с природой. Строит аэропорты в горной местности, приращивает, как японцы, например, новые площади к своим островам. Но если это все в одночасье вдруг рушится, винить некого. Каждый из нас - всего лишь гость на этой земле. Чужой, как говорится, монастырь.

Константин Маскаев

Оценить статью
(0)