В августе проект бюджета на 2005 год поступит в Госдуму. Правительство уверяет граждан, что денег будет достаточно на оплату льгот, а регионы — что деньги будут на сбалансирование бюджетов субъектов. Но, судя по всему, их явно не будет хватать…
Начнем с того, что бюджетные доходы в целом снижаются. Примерно 400 млрд. руб. - ожидаемые потери федерального бюджета от снижения налогов. Правительству придется латать гигантские дыры: дефицит бюджетов Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования на следующий год оценивается в размере 220 млрд. руб. Поэтому правительство — волей-неволей — было вынуждено отказаться от профицита, чудовищной с точки зрения нормальной человеческой логики практики последних лет.
Но ведь проект бюджета должен еще считаться и с «монетизацией» льгот отдельным категориям граждан, и с переносом на регионы целого ряда финансовых обязательств. Рассматривает ли эти изменения проект бюджета?
Это самые туманные вопросы бюджетной повестки дня. По общепринятой оценке общая стоимость нынешних льгот (реализованных или нет) - 2,8 трлн. руб. Из них, по данным правительства, ежегодно финансируется примерно 500 млрд. Эта цифра не включает в себя все натуральные льготы, которыми пользуются граждане, но которые не компенсируются бюджетом, скажем, коммунальщикам или транспортникам. Но здесь проблема в невыполнении государством своих обязательств перед поставщиками услуг, а никак в несовершенстве системы льгот.
И, самое главное, льготники при действующей системе все же получают эти льготы, а не ждут получения денег из государственной казны.
Теперь, вместе того, чтобы изыскать деньги для реализации льгот в полном объеме, правительство решило идти простым путем - отменить все натуральные льготы, а из нынешнего объема финансируемых льгот — оставить всего лишь 112 млрд. рублей в качестве обязанностей федерального центра.
Но, видимо, этими социальными расходами (лишь 22% от ныне реализуемых льгот) правительство очень гордится и афиширует эту цифру на каждом углу. Все остальное бремя (388 млрд. рублей) передано регионам или вообще аннулируется.
Между тем, напомним, что в России всего 15 регионов-доноров могут позволить взять на себя лишние расходы, все остальные и без того сидят на финансовой подпитке из центра. Ведь помимо этого, центр предлагает в ходе налоговой реформы взять себе еще целый ряд финансовых источников.
В целом, на регионы с федерального и муниципального уровней перейдут дополнительные обязательства, как минимум, на сумму 390 млрд. рублей. В частности, речь идет о финансировании школ и больниц, профтехобразования и здравоохранения, о предоставлении социальной и медицинской помощи и льгот отдельным категориям граждан.
По идее, регионы должны были бы получить дополнительные деньги, необходимые для сохранения хотя бы реализуемых льгот. Но получат ли? В проекте бюджета на 2005 год запланировано увеличение межбюджетных трансфертов лишь на сумму 41,437 млрд. рублей. А доля трансфертов в ВВП и в общих расходах вообще снижается по сравнению с предыдущим годом.
Правда, в Минфине уверяют, что после бюджетной реформы доходы субъектов существенно вырастут. За региональными бюджетами планируется закрепить поступления от подоходного налога, налога на имущество, налога на землю, и поступления эти, как рассчитывают в правительстве, будут расти быстрее инфляции.
Выступая в пятницу перед законодателями, министр финансов Алексей Кудрин заверил, что в ходе всей бюджетной реформы субъекты РФ получат около двух триллионов рублей. Эта сумма будет складываться из налогов и неналоговых доходов и 505 млрд. добавит федеральный центр в качестве дотаций и трансфертов.
Кроме того, правительство уповает на экономический рост, который также должен повысить доходную базу регионов. Но пока эти деньги, как от бюджетной реформы, так от обещанной федеральной помощи — лишь виртуальны. В проекте бюджета они не отражены.
Кажется, правительство подготовило еще один «подарок» регионам. Вместе с децентрализацией финансовых обязательств, они получат и угрозу потери финансовой самостоятельности. Оказывается, если субъект, несмотря на обещанные дополнительные доходы, все-таки не сможет покрыть свои расходы, Федеральный Центр получит право назначить туда внешнего управляющего. И тогда регионы станут полностью управляемыми. Правительство внесло соответствующую поправку в Бюджетный кодекс.
Сами регионы не испытывают особенных иллюзий и сетуют, что из-за разграничения бюджетных полномочий их бюджеты недосчитаются десятков миллионов рублей. Например, в администрации Астраханской области неофициальные расчеты показывают, что не хватит 2,5 миллионов рублей, чтобы нынешние социальные обязательства перед местным населением были сохранены.
В итоге, можно уже почти наверняка утверждать, что доходов, которые окажутся в распоряжении регионов с 2005 года, не хватит для выплаты их увеличившихся расходных обязательств. Поэтому они вслед за федеральным правительством будут отказываться от своих социальных обязательств.
Почти открытым текстом сказал об этом в интервью «Интерфаксу-АФИ» директор Департамента бюджетной политики Минфина РФ Алексей Лавров: «Самое главное состоит в том, что теперь регионам и муниципалитетам никто не навязывает расходные обязательства, у них нет предписанных к обязательному финансированию обязательств в федеральном законе. Не хватает денег - просто не принимайте эти обязательства».
Итак, бюджет-2005 - это бюджет социального дефолта. Деньги, необходимые для социальной помощи населения, не предусмотрены в проекте бюджета еще до его поступления в парламент. Учитывая же новую (сокращенную) процедуру прохождения главного финансового закона через Думу, они, наверняка, не появятся и позже.
По давней традиции, все будет решаться на местах. В заполненных недоступными лекарствами аптеках, в закрытых больницах и школах, и в отключенных от электричества домах.
У регионов, теперь, есть выбор: за счет кого и чего экономить деньги, кого лишить льгот, кому оставить — большое поле для «самостоятельной» социальной политики!
Карин Клеман, лидер организации АТТАК (Франция).
Институт «Коллективное действие».