Балтийский синдром

Балтийский синдром

Балтийский синдром

Много шагов
Программное выступление по внешней политике руководителя Беларуси Александра Лукашенко ожидаемого резонанса на Западе не вызвало. До сих пор ни один лидер страны-члена Евросоюза не счел для себя необходимым публично и специально прокомментировать это выступление. А в некоторых иностранных СМИ в основном лишь отметили существенную разницу между декларативностью симпатичных положений в  выступлении  Лукашенко и практикой той политики, которую он продолжает проводить.

Вряд ли есть основания питать надежды руководству Беларуси, что торгово-экономическую и трансграничную сферы отношений со странами Евросоюза можно будет развивать без учета политической, гуманитарной составляющих. Имеются в виду контакты на высшем уровне, соблюдение прав человека и прекращение белорусскими властями дискриминации неправительственных организаций. Впервые такие раздельные подходы, когда можно развивать одно и «замораживать» другое, были публично сформулированы министром иностранных дел Беларуси Сергеем Мартыновым.

Оправдывая своеобразную политику официального Минска, которую все жестче критикуют в Брюсселе и других европейских столицах, в одном из своих интервью, глава внешнеполитического ведомства заявил: «Причиной такого отношения к нашей стране является применение двойных стандартов. Ситуация в Беларуси не хуже, а во многих случаях даже лучше, чем во многих государствах нашего региона. И, несмотря на это, встречает нас такая критика. Это несправедливо! Следует уважать не только власти, но и народ, который сделал такой, а не иной выбор».

Стоит дополнить, как один из его предшественников на посту главы МИД, как-то также апеллируя к выбору народа, заявил, что новая Конституция 1996 года не нуждается в международном признании, так как была принята путем всенародного референдума.

Известный британский эксперт и дипломат Михаэль Лейк назвал таких апологетов «выбора народа» и упомянутых разделительных подходов в выстраивании отношений с Евросоюзом «мегафонной дипломатией», которая бесперспективна.

Тем не менее, судя по сделанным заявлениям Лукашенко в своей программной речи о внешнеполитической стратегии Беларуси, никакой корректировки в проводимой внешней, да и внутренней политике не предвидится. Предложенную Западом «пошаговую стратегию» нормализации отношений с Беларусью ее руководитель отверг, чем в очередной раз озадачил брюссельских миротворцев и соседей.

Надо полагать, холодным душем для них стало следующее заявление: «Европейцы от нас требуют соблюдения или принятия некой политики, некой пошаговой стратегии. Так вы им напомните, что мы сделали очень много шагов — начиная от отказа от ядерного оружия, что несоизмеримо по весу с их требованиями изменить какое–то законодательство, свободу слова, демократию и так далее, — и заканчивая обычным вооружением и прочее–прочее — мы уже сделали столько шагов, что им пора уже сделать хотя бы пару шагов в ответ на эти наши шаги. Это принципиальное положение. И от него наши дипломаты, и Министерство иностранных дел, и Администрация Президента, и Правительство не должны отходить. Мы сделали много шагов. Перечисляйте им эти шаги. Есть крупные, о которых я сказал, есть средние и мелкие. Пусть сделают хотя бы пару нормальных, средних или маленьких шагов в ответ на то, что сделали мы. Не надо нас постоянно пичкать, в спину толкать и говорить: давайте шаги, давайте шаги».

Весьма трудно сказать, насколько такое видение своего места в процессе европейской интеграции можно совместить с пассажем Лукашенко о совпадении «наших объективных стратегических интересов в значительной степени с интересами Польши и Прибалтики», которые, по словам оратора, будут на новом этапе во все большей степени задумываться над проблемой обеспечения собственных интересов, отличных от интересов сверхдержав, союзов и крупнейших государств.

Видимо, глядя из Минска, трудно понять, как можно в рамках Европейского союза согласовывать, гармонизировать интересы его стран-членов. При всей существующей критике функционирования институтов объединенной Европы непростой процесс комплексной интеграции прогрессирует. Как ожидается, венцом ее должна стать Конституция Евросоюза. И заметной заботой - проведение политики с «новыми соседями», среди которых и Беларусь.

 

Польский вектор

Не так давно прошла информация, которая, как представляется, была незаслуженно обделена должным вниманием. С белорусским послом в Варшаве обсуждались перспективы более активного подключения Беларуси к деятельности, осуществляемой в рамках Совета государств Балтийского моря (СГБМ), с учетом польского председательства в данной организации. Белорусской стороне было предложено рассмотреть возможность участия в ряде мероприятий, организуемых на территории Польши польским председательством СГБМ.

Отметим, что эти предложения были сделаны до памятного программного выступления Александра Лукашенко. И очередного недружественного шага - маловразумительного выдворения из Беларуси представителя неправительственного Фонда им. Стефания Батория, получившей многократную въездную визу в белорусском посольстве в Варшаве буквально накануне своего приезда в Минск.

В перечне происшедших в июле событий в двусторонних отношениях можно упомянуть и необычную акцию, происшедшую в Варшаве. Группа польских парламентариев пикетировала белорусское посольство, выражая протест против репрессий белорусских властей в отношении оппозиции.

Акция депутатов Сейма, представителей различных партий, получила заметный резонанс в польских и других СМИ. Эти события не представляются малозначительными, так как в Польше очень влиятельны СМИ, неправительственные организации и парламент. Поэтому подобные действия белорусских властей и реакция на них не могут способствовать благожелательной атмосфере развития польского вектора двусторонних отношений.

Следует отметить, что упомянутые события в очередной раз совпали с другими. Состоялись торжества по случаю 60-летия Варшавского восстания. Среди приглашенных в Варшаве были германский канцлер Герхард Шредер и госсекретарь США Колин Пауэлл. Делегацию соседней Беларуси возглавлял мэр Минска Михаил Павлов. По мнению некоторых наблюдателей, после скандала с польским военным атташе, которого вынудили покинуть Минск, в ближайшем будущем вряд ли будут возможны польско-белорусские контакты на более высоких уровнях.

Единственным утешением для белорусской стороны может быть то, что коллега Павлова - президент Варшавы Качински серьезно рассматривается в качестве возможного кандидата в президенты Польши на будущих президентских выборах. Наблюдатели отмечают, что, несмотря на все несуразицы, Варшава не намерена снижать темпы дальнейшего развития контактов с представителями всех слоев белорусского общества.

 

Новая роль Литвы

Признавая важность субрегионального взаимодействия, глава белорусского государства признает роль балтийских государств, называемых им на советский манер Прибалтикой. И тут у официального Минска периодически возникают казусы, которые все чаще стали называть синдромом.

В общем положительную динамику развития, к примеру, белорусско-литовских отношений, вдруг врываются неадекватные реакции официального Минска на вполне рабочие вопросы, которые возникают во взаимоотношениях двух стран. Так, неожиданно для Вильнюса белорусский МИД разразился жесткой нотой в его адрес по поводу возникших в разгар летних отпусков очередей за выдачей литовских виз. Странной воспринималась такая реакция особенно после успешных, как заверяли обе стороны, прошедших в Вильнюсе межправительственных переговоров. И назначения в Минск литовского военного атташе, работа которого призвана существенно дополнить спектр двусторонних отношений.

Напомним, что отсутствие военного атташе в штате посольства Литвы в Минске было вызвано персоной бывшего в 1991 году начальника Вильнюсского гарнизона генерала Усхопчика, которого продолжают ждать в литовской прокуратуре. 

По некоторым данным, недоумение у литовцев вызывает и непоследовательность белорусской стороны в некоторых торгово-экономических вопросах. В частности, по использованию Клайпедского порта. В последнее время, Минск стал проявлять признаки ревизии ранее достигнутых договоренностей. Большие ожидания, причем со всех сторон, связываются и с новой ролью Литвы в Беларуси.

С 1 сентября посольство Литвы в Минске станет на два года контактным посольством НАТО. Контактное посольство - неформальное представительство НАТО. Его обязанности - информировать широкую общественность соответствующих стран, СМИ, академические учреждения и сообщества, неправительственные организации о деятельности блока, его целях и задачах, а также поощрять сотрудничество соответствующего государства с НАТО. До 31 августа функции контактного посольства Альянса в Минске выполняет посольство Турции.

По этому поводу МИД Беларуси сделал специальное заявление. В нем с удовлетворением был отмечен высокий уровень взаимодействия с посольством Турции в Минске, которое выполняло функции контактного пункта НАТО в Беларуси на протяжении последнего года. Однако среди многих общественных деятелей и наблюдателей существует мнение, что отличительной чертой работы турков в качестве представительства НАТО была крайняя пассивность и стремление контактировать исключительно с государственными структурами. Так что выбор в пользу Литвы, как нового представителя НАТО в Беларуси, был воспринят весьма положительно среди многих белорусских граждан - сторонников европейского выбора. А в определенных правящих кругах Беларуси, надо полагать, с тревогой могли воспринять новую роль соседней Литвы. Несмотря на все декларации об успешном развитии отношений с НАТО, в руководстве Беларуси продолжают доминировать советские стереотипы отношения к альянсу.

 

Намерения ниже «пояса»

Есть основания предполагать, что для белорусских властей все больше становится головной болью другой балтийский сосед - Латвия. В скором времени, как обещают ее политики, по аналогии с Польшей и Литвой, Рига должна принять свою программу по выстраиванию новых отношений с «новыми соседями» Евросоюза. Официальный Минск осудил стремление латвийских властей строить такие отношения с помощью учрежденной в Риге оппозиционной общественной организации «Открытая Беларусь» и финансирования нелегальной белорусской газеты.

Не способствовали взаимопониманию между Ригой и Минском и серии заявлений, недавно сделанных внешнеполитическими ведомствами двух стран в адрес друг друга. Последнее из них - заявление главы МИД Латвии Артиса Пабрикса о том, что правительство Латвии в сотрудничестве с другими странами Евросоюза готово выделить средства на «развитие демократических реформ» в Беларуси. Оно не могло не вызвать элементов конфронтации между Минском и Ригой.

В ответ белорусский МИД даже предупредил латышей о неких «адекватных мерах». Одни наблюдатели предполагают, что эти меры могут даже затронуть неким образом нового посла Латвии, приезд которого ожидается в ближайшее время. А другие - что белорусская сторона может пойти и на действия в сфере торгово-экономических отношений. Называется в качестве примера и Вентспилский порт, который загружен в значительной мере белорусским транзитом.

Правда, в таком случае снова становятся труднопонятными слова Лукашенко о том, что «этот ”пояс“, как мы его часто называем, Балто–Черноморского региона, от Прибалтики, Беларуси до Черного моря через Украину - это весьма интересный политический и экономический вопрос. И здесь можно найти много конкретных проектов и приложения ума для наших правительств и для наших государств».

Можно предположить, что минские стратеги станут пытаться активнее играть на конкуренции балтийских портов в Польше, Литве, Калининграде и Латвии. Не лишним будет напомнить, что упомянутый Балто-Черноморский «пояс» в историческом контексте почти всегда мыслился, как антироссийский кордон.

Но у России свои игры с Евросоюзом. Одни эксперты считают, что роль Беларуси в них незначительна. А другие, что декларирование устремлений играть более самостоятельную роль в данном регионе все же будут безрезультатны до тех пор, пока политика руководства Беларуси будет претендовать на оригинальность, не имеющей никакого отношения к европейским ценностям.

Видимо не стоит сомневаться, что при отсутствии каких-либо ощутимых реакций европейских политиков на сделанные в последнее время Лукашенко заявления, они были услышаны в Кремле. Уж тамошние аналитики должны были обратить внимание на тему Балто-Черноморского «пояса», которую Лукашенко решился назвать «весьма интересным вопросом».

 

Роман Яковлевский (Project «Wider Europe»)
Оценить статью
(0)