Политологи подвели итоги 100 дней и поняли: президент не уйдет никогда

Политологи подвели итоги 100 дней и поняли: президент не уйдет никогда

«Очень символично, что 100 дней второго президентского срока Путина мы отмечаем в пятницу, 13», - так начал свое выступление на пресс-конференции 13 августа руководитель Института модернизации Михаил Делягин. И хотя 100 дней второго президентства В.В. Путина будет только в субботу, руководители ведущих аналитических центров страны собрались сегодня, чтобы дать экспертную оценку результатам первых действий второго срока президента и высказать прогнозы на последующие годы.

 

В целом позитивную оценку внешнеполитическим действиям и имиджу Владимира Путина в глазах западного общественного мнения дал президент Фонда «Политика» Вячеслав Никонов.

- Россия Путина имеет в целом достаточно позитивный имидж, и Путин как политик более популярен в западном общественном мнении, чем Буш, Блэр, Ширак. В мире есть только одна страна, с которой за последнее время отношения у России ухудшились. Это – Белоруссия. Это неприятно, но преодолимо. С ведущей мировой державой США отношения у нас гораздо лучше, чем в 2000 году, когда на выборах в США стоял вопрос: «Кто потерял Россию?».

На нынешних выборах такого вопроса нет. Европа признала Россию страной с рыночной экономикой и, наконец, поддержала наше желание вступить в ВТО. На постсоветском пространстве можно говорить о замедлении центробежных тенденций и даже о некоторых центростремительных тенденциях. Это выражается в создании Единого Экономического Пространства.

- По сравнению с первым второй срок намечался как более экономический. Должны были быть осуществлены меры для модернизационного прорыва России и проведены достаточно болезненные преобразования. Все это было сложно осуществить в первое президентство Путина, так как для этого не была подготовлена политическая система.

На мой взгляд, Путин – более либеральный и западный политик, чем 90% представителей российского общества.

Наконец-то были применены болезненные меры: хирургическое вмешательство в российскую бюрократию. Предпринята масштабная попытка вестернизировать российский государственный аппарат. Это не значит, что она будет успешной, но это, безусловно, надо приветствовать.

Безусловно, надо приветствовать внесение элементов рыночности в социальную сферу. При этом в позитив надо отнести большую активность и смелость правительства.

 

Более сдержанное мнение высказал первый заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко.

- Если судить по опросам общественного мнения внутри России, то внешнеполитическая деятельность Путина все эти годы имела более высокую оценку, чем его деятельность на внутриполитической арене. Я думаю, что при Путине российский внешнеполитический курс стал более предсказуем, что ценят на Западе. Но в связи с делом ЮКОСа сомнений в предсказуемости курса прибавилось. То есть, есть и хорошее и плохое.

 

Точка зрения оппозиционного экономиста Михаила Делягина как всегда отличалась своей резкостью и оригинальностью

- Вначале была общая идея, что Путин должен сделать что-то ярко, сильно, эффектно, что перевернет всю страну. При этом в стране осуществлена не диктатура закона (странная конструкция, не правда ли?), а диктатура интеллектуальной посредственности. Все силы правящей бюрократии направлены на контроль над обществом. Эта категория людей приспособлена к тому, чтобы наводить порядок (неважно какой), а не осуществлять развитие.

В силу этого на вооружение была взята идеология либерализма. Начали осуществлять тот курс либеральных реформ, который в 92 году не посмел осуществить Гайдар, а в 97 испугался осуществлять Чубайс.

С одной стороны есть нефтедоллары, которыми можно заткнуть любую дыру. А с другой – контроль над СМИ и обществом, что может свести на нет протестные настроения.

Полная безнаказанность позволит осуществлять второй виток либеральных реформ, который скажется на жизни людей гораздо сильнее первого. Жилищная реформа, монетизация льгот, реформа в области здравоохранения – все это будет иметь разрушительные последствия.

- Могу сказать как бюрократ со стажем: то что сделано в административной реформе – это шаг к разрушению страны. Правительство РФ находится в состоянии паралича: после того, как в марте по нему ударили топором, так оно и не функционирует. Там создано жесткое противостояние министерств и агентств, там висят пласты людей, до сих пор непринятых на работу. Тот же банковский кризис – в значительной степени результат административной реформы.

Наше государство встало на путь катастрофы, и оно с этого пути не свернет. Другое дело, что нефтедоллары его буду поддерживать.

Главная плохая новость: людям обещали совсем не это. Главная хорошая новость: люди заметили, что им обещали совсем не это.

 

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский посетовал на отсутствие реальной политической жизни в стране с несформировавшимся гражданским обществом.

- У нас наметилась ситуация, когда между президентом, как практически единственным центром инициатив, и пассивными гражданами есть пространство. И это пространство заполняется, как такими прокладками, теневыми фигурами.

Коррупция в нашей стране из явления становится классом. Со своими верхами и низами, со своей элитой, своими политическими задачами, и, скоро – своими политическими проектами. И чем дальше, тем более активным и агрессивным станет этот класс.

- В России есть явный дефицит политической середины. Не работающие институты и не заработают, если не будет открыт доступ граждан к участию в политической жизни и осуществлении реформ.

Постановка вопроса: что еще для нас не сделал президент, она криптототалитарна. Почему президент должен играть за все политические силы, существующие и не существующие в стране? Эта ситуация была заложена в эпоху дорого Бориса Николаевича Ельцина и является явно обременительной сегодня.

 

В ходе дискуссии между аналитиками речь как-то незаметно подошла к тому, что будет в России после Путина. Здесь журналисты услышали весьма оригинальные суждения.

«Скорее всего, в ходе второго срока будет проведена операция «преемник-2. Другое дело, насколько успешно этот сценарий будет реализован», - сказал Борис Макаренко.

«Не для того прилагались такие титанические усилия, чтобы через три года встать и освободить кресло», - сказал Михаил Делягин.

Вячеслав Никонов заметил, что лишь в Америке бывшие президенты целиком переходят к занятию садоводством, в азиатской традиции политические лидеры сохраняют свой пост пожизненно, а в Европе люди в той или иной степени продолжают политическую активность. «Путин, - сказал Никонов, - лидер в европейской и, если хотите, в азиатской традиции. Они не уходят. Скорее всего, мы увидим какой-то промежуточный вариант между бесконечным сидением в президентском кресле и выращиванием роз на Рублево-Успенском шоссе».

Схожую роль Путина как влиятельного общественно-политического лидера, который вполне может ограничивать следующего президента, предсказал Глеб Павловский.

Оценить статью
(0)