Присматриваясь к облакам в зеркале озер и разложив свет на составляющие, к концу XVIII века физики поверили, что свет, отраженный от предметов, несет их скрытое изображение. В 1826 году французский изобретатель Ж.Ньепс сделал тайное явным, получив отпечаток пейзажа с помощью камеры-обскуры. Вcкоре художник Дагер создает дагерротипию, добившись позитивного изображения в единственном экземпляре, а У.Талбот изобретает негатив, с которого можно делать отпечатки (само слово “фотография” войдет в словари только в 1878 году). А появление высокочувствительного фотослоя сократило время съемки до десятых долей секунды.
Новое явление было принято по-разному. Пока французский художник Деларош провозглашал, что ”отныне живопись умерла”, другие считали, что фотография скорее важна для науки. Ясно одно: фотография “развязывает руки” художникам, и вот уже на пороге стоит импрессионизм, в котором личное видение важнее копирования реальности.
На первых порах фотография искала опору в живописи, шаг за шагом становясь самостоятельным и массовым явлением культуры. И хотя её разделение по жанрам - дело неблагодарное, стоит познакомить читателя с зачинателями и мастерами этого вида искусства.
Классик художественной фотографии А.Стиглиц родился в Нью-Джерси в 1846. Он прожил на земле целых 100 лет, а свой первый снимок сделал, когда ему было девятнадцать. В то время фотографию не признавали творчеством, cчитая созданием не рукотворным, а полученным с помощью оптики и химических процессов (впрочем, кино и телевидение одно время тоже считали только способом передачи визуальной информации). Вначале Стиглиц примыкает к пикторализму, направлению, которое пыталось примирить живопись и фотографию, прибегая к техническим уловкам, чтобы снимок “обогатить”. Вскоре становится ясно, что у фотографии – свой путь. Вокруг А.Стиглица объединяются молодые мастера, борющиеся за признание фотографии искусством. Что до самого мэтра, то он мог часами стоять на морозе, чтобы снять кадр, который создаст нужную ему атмосферу. Оценки и взгляды Стиглица оказывают влияние и на творчество его жены, известной американской художницы Д.О’Кифи. Сегодня их работы находятся в галереях музея Метрополитен и Музея искусств в Филадельфии.
В начале тридцатых годов работы А.Стиглица приобретает музей Модерн-арт в Нью-Йорке. Сегодня на руках у дилеров и собирателей имеется порядка двухсот оригинальных работ фотографа по цене, достигающей двадцати пяти тысяч долларов за отпечаток.
Приход технической революции, развитие психоанализа и физики способствуют возрождению модернизма в фотографии. В снимках начинает преобладать игра ритма и светотени, появляются ирреальные объекты и необычные ракурсы. Увеличивая до неузнаваемости трещины на асфальте или облупившуюся штукатурку, авторы пытаются получить изображение нового качества, поднимая зрителя до осознания глубин бытия. Авангардисты Л. Моголи-Надь и А. Фейнингер создают символические и абстрактные композиции. А когда художник и фотограф М. Рей решает рассказать о женщине, прибегая к минимуму выразительных средств, он выбирает мягко сложенные губы, сняв их так, словно они излучают тепло. Губы, в которых концентрируется её сила и нежность.
Другим мастером художественной фотографии был Й.Судек. Молодой фотограф-любитель из Богемии, потеряв правую руку во время Первой мировой войны, с фотографией не расстаётся. В 1924 году он примыкает к авангарду. В книге “Великие фотографы”, вышедшей в США, упомянуты его послевоенные циклы “Лабиринты” и“ Натюрморт”, принесшие автору всемирную славу. Сегодня фотографии Судека украшают залы Пражского Музея прикладного искусства, а дилеры продают по цене до 15000 долларов. Самого же мастера не очень привлекали слава и благополучие. Больше всего он любил музыку, и она звучит в его работах, наполненных особым светом. "Мне нравится жизнь простых предметов, - говорил Судек,- я верю, что у вещей есть тайная жизнь, как незримая седьмая грань у игрального кубика".
Но несмотря на то, что фотография признана как художественный жанр, главная ее сила – в документальности. Это хорошо видно на примере развития фотодокументалистики в России. Несмотря на то, что первый фотосалон открылся в Петербурге в 1841 году и салонная фотография пользовалась бешеным успехом, не меньший резонанс получили работы нижегородского фотографа М.Дмитриева, прозванного отцом российской публицистики. В “Волжской коллекции” он снял Волгу и её берега от истоков до устья через каждые четыре версты; выпустил фотоальбом “Неурожайные 1891-92 годы в Нижегородской губернии”, где показал голодающие поволжские деревни. Тогда же начал работать С. Левицкий, сделавший первый групповой снимок русских писателей и удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Париже. Вскоре после революции 1917 года в стране появляется плеяда фотоконструктивистов, публицистический запал и поиск которых определялись лозунгом “Время, вперед!”.
Войны сопровождают историю, и военный фоторепортаж был востребован и средствами массовой информации, и самой жизнью. Хроникальные кадры привез англичанин Фентон с Крымской кампании 1853- 56 гг, а фотографии Брейди и Гарднера, репортеров Гражданской войны 1861-65, стали бесценными страницами истории США. Ранние фронтовые снимки статичны. Подлинный репортаж начнется с появлением фотозатвора, позволяющего снимать “жизнь врасплох”.
Случается, что материал, попавший в поле зрения репортера, несет в себе трагедию такой силы, что зритель и не задумается о композиции или точке съемки. Фотография неизвестного автора, снявшего в 1918 году группу забинтованных английских солдат, ослепших после немецкой газовой атаки и покорно стоящих друг за другом, положив руку на плечо впереди стоящему, вызывает чувство жалости к ним и гнева против тех, кто это сделал. Фотография командира, поднимающего людей в атаку, сделанная А.Альпертом на передовой, стала одним из символов Великой Отечественной войны.
Олицетворением судьбы военного фотографа стала жизнь Роберта Капы (А.Фридмана), родившегося в 1913 году в Будапеште. Будучи в юности человеком левых взглядов, он уезжает в Париж, где становится фотографом Народного фронта. В 1936 едет в Испанию, где снимает военные репортажи, принесшие ему репутацию блестящего фотографа и мужественного человека. В годы Второй мировой войны он делает снимки с мест военных действий в Европе и получает награду из рук генерала Д.Эйзенхауэра. Репортаж о высадке союзников в Нормандии стал классикой. Его друзьями были П.Пикассо, Э.Хемингуэй, Д.Стейнбек. В 1954 ему позвонили из журнала “Лайф” и попросили сделать репортаж из Юго-Восточной Азии, где шли бои вьетнамцев с французской оккупационной армией. Эта поездка оказалась для Капы последней: он подорвался на мине, став первым американским журналистом, погибшим в Индокитае. Очевидцы говорят, что, будучи смертельно раненным, он не выпускал камеру из рук и продолжал снимать. Сегодня премия имени Р.Капы, присуждаемая репортерам, приравнивается к кинематографическому Оскару и Пулитцеровской премии.
Америка не всегда была процветающей страной. И когда во время Великой Депрессии десятки тысяч гонимых голодом и безработицей людей скитались по дорогам, Д.Ланг взяла в руки камеру и заглянула в их лица и души. Во время Второй мировой войны у журналистки был свой, “домашний фронт”: фотограф подняла голос в защиту десятков тысяч американцев японского происхождения, заключенных в лагеря после атаки на Перл-Харбор. Печатать снимки запретила цензура, но годы спустя фотографии людей, заплативших горькую цену в войне и сохранивших достоинство, были выставлены в Музее Уитни. И сегодня американские фотографы по-прежнему являются выразителями духа cтраны: мощного потенциала, проблем, жизнестойкости. Залогом этого является внутренняя свобода человека с фотокамерой в руках.
Тот, кто знаком с фотоискусством, знает, каких усилий стоит удачный цикл или выставка. Часто классики живут рядом, но порой мы узнаем об этом только из некрологов. Две недели назад ушел из жизни А.Картье-Брессон, французский мастер, чьё творчество десятки лет формировало взгляды тысяч любителей и профессионалов. Те, кому доводилось видеть его фотографии, навсегда запомнят людей, влезших на бочку, чтобы увидеть, что происходит по другую сторону Берлинской стены. Изображенный им инвалид на костылях говорил о трагедии войны, а мексиканские проститутки выглядели вполне довольными, не замечая драмы собственной жизни. Время на вдохновение, отведенное в репортаже, измеряется секундами, и надо поймать эфемерность и монументальность момента. Не случайно мастер, пришедший в фоторепортаж из живописи, говорил об уникальном мгновении, необходимом, чтобы фотография состоялась.
Классик американской фотографии Р.Аведон работает в жанре портрета. Его позиция ведущего фотографа журнала Newyorker дает читателям возможность наблюдать за поисками художника, публикующего свои работы почти в каждом номере. И такие его шедевры, как портрет композитора И.Стравинского и актера К.Клайна в шекспировском спектакле, выполнены в духе великих мастеров.
Реклама – двигатель торговли, и уровень коммерческих фотографий сегодня так высок, что если бы не название товара или фирмы, многие сошли бы за достойный портрет или натюрморт. Француз С.Лютенс начинал карьеру в качестве парикмахера и гримера манекенщиц перед их выходом на подиум. Позднее, став не только специалистом по гриму при доме Кристиан Диор, но и фотографом, он создал цикл портретов, воссоздающих героинь в стиле известных художников XX века. А талантливый фотограф из Чехии Т.Кушчинский, работавший на японскую компанию Асахи, сделал цикл фотографий “Женщины”, в котором есть место и жесткой фактуре, и мягкому стилю Судека.
Важность фотографии неоспорима, и самые ценные работы хранятся в частных собраниях, музеях и архивах. Часть коллекции музея Метрополитен в Нью-Йорке представлена французскими дагерротипами 1840-х годов. Тогда основным жанром был портрет, и мастерски снятый Шуизе пейзаж с домом над водой и отражением тополей, - большая редкость. У другой фотографии и её автора Ф.Мулина необычная история. Этот снимок был одним из первых “ню”, и за изображенных на нем двух обнаженных девушек автор получил в 1851 году месяц тюремного заключения, хотя фотография была ближе к живописи и ни эротических поз, ни вызывающих украшений не содержала. Автор объяснял судье, что его фотография невинней, чем “Весна “ Ботичелли, но ничего не помогло.
Центр фотографии университета Аризоны располагает коллекцией из 60,000 работ. Среди двух тысяч авторов - ведущие фотографы XX века, а коллекция американских раритетов - крупнейшая в стране.
В музее Библиотеки Конгресса США хранятся наиболее ценные документальные фотографии, снятые когда-либо. Cреди них хроника мировых войн, депрессии и становления сельского хозяйства: 164000 черно-белых и 1600 цветных cнимков. Сегодняшняя фотография – самое демократичное явление культуры. Тысячи фотоклубов и творческих союзов объединяют людей разных профессий, любителей и профессионалов.
Для любителей, желающих подняться с уровня “навести объектив, и нажать кнопку” до эстетического осмысления реальности или стать “профи”, крупнейшая в мире фотошкола Институт фотографии Нью-Йорка предлагает курсы и тренинг, где преподают опытные фотожурналисты. Жизнь доказала, что не все решают технические возможности. Работая старенькой “лейкой”, “кэноном” или “искрой”, можно сделать снимки, которые обойдут мир и будут волновать не меньше, чем трехметровые фотополотна на керамике или стекле.
Что же такое фотография? Окно ли, ведущее в тайный сад, машина, консервирующая время; смеющиеся лица друзей на днях рождения, тесно прижавшиеся друг к другу, чтобы уместиться в кадре? Cвидетель наших радостей и печалей, она способна уловить мимолетные состояния мира и души, то настоящее, что на наших глазах становится историей.
Семен Бурда
Источник: «Русский Базар»