Тюремная нательная живопись теряет свое истинное значение

Тюремная нательная живопись теряет свое истинное значение

Недаром говорят, что уголовный мир - это зеркало общества, которое то самое общество породило и заслужило. По новым веяниям гражданки можно судить, что происходит в тюремном мире и наоборот. К сожалению, процессы сегодняшнего дня не утешительны. На смену блатной романтике, воровским законам, четко установленным кастам, приходит беспредел. И, если на зонах еще мало-мальски сохраняется, появившаяся во временя ГУЛАГа особая тюремная субкультура, то на свободе ее уже нет - все что осталось, это жалкая и смешная попытка перенять самое блатное.

Уходит в прошлое и непременный атрибут тюремной культуры - нательная живопись, вернее не сами наколки - они не уйдут никогда, а их значение, тайный смысл и прямая задача. В уголовном мире нательная символика - это средство связи и носитель информации, это визитная карточка и личное дело зэка. По настоящей наколке можно прочитать масть, уголовное прошлое, число судимостей и даже сексуальную ориентацию. Если вспомнить историю нательных рисунков с использованием вводимых под кожу красящих веществ, то в Европе они появились в XIII веке и использовались сначала цирковыми артистами. Затем штампы стали накалываться каторжникам.

В России свой рассвет наколки в тюрьмах получили во время ГУЛАГа. Вместе с развитием тематики и мастерством кольщиков изобретались все новые способы нанесения наколок. Сначала нательная живопись наносилась примитивно: к спичкам приматывали иглу, заточенную об бетонный пол гитарную струну или тетрадную скобу. Использовали и целые приборы - трафареты или штампы. Процесс нанесения наколок последними устройствами очень болезнен, зато моментален. Трафарет - это картонка с установленными на ней иглами, расположенными строго по рисунку, ее накладывали на тело иглами вниз и ударяли тяжелым предметом - иголки одновременно впивались в человека. Штампы - нечто похожее - на куске резины расставленными иглами набирали рисунок, резину привязывали, допустим, к руке иголками внутрь, сильно оттягивали и резко отпускали. Клиенты кольщиков при этом могли даже потерять сознание. В качестве красящих веществ использовали самопальные растворы из не очень приятных подручных веществ, пасту шариковых ручек и самое лучшее - китайскую тушь. Сейчас наколки наносят только тушью с использованием самопальных машинок или электробритв. Штампы ушли в небытие. Как к носителю информации о человеке к наколке уже мало, где относятся. Нередко новое поколение накалывает блатную живопись просто потому, что рисунок нравится. Однако это опасно - попавший на зону пацан с розой с шипами на бедре, наколотой на свободе от нечего делать и для красоты, в тюрьме займет определенный угол для самой презираемой касты. А женщина - прослывет лесбиянкой.

К ушедшим в прошлое вместе со старым поколением, можно отнести, во-первых, всю политическую нательную живопись. Например, уже нигде не встретишь наколку в виде карты Советского союза, покрытую тюремной решеткой, с черепом и костями вместо серпа и молота, некогда означающей "мой адрес - ГУЛАГ". Нет уже и наколотых высказываний "ВОР - вождь октябрьской революции", "Хозяин большой зоны - Сталин" и так далее. Постепенно уходят в прошлое и наколотые обнаженные женщины, а особенно их значение. Так полуобнаженная женщина в гусарском одеянии, сидящая на пушке, ранее означала - в мире прекрасны два явления - любовь и смерть. Женщина, привязанная к горящему столбу, означала смерть за измену и указывала на убийцу женщины, поленья в костре рассказывали о сроке наказания. Женщина в объятиях дьявола говорила о том, что осужденный попал в МЛС из-за представительницы прекрасного пола. Татуировка - женщина на крыльях, нанесенная на запястье означала удачу и указывала на вора. Только у старого поколения сохранились наколки в виде средневекового шлема и штыка, предупреждающие, что перед вами вор. Сохраняются еще КОТы - мой дом тюрьма (коренный обитатель тюрьмы), колючая проволока - отбывал наказание в МЛС, голова девушки и руки с розой в кандалах - совершеннолетие встретил в ИК, восьмиконечные звезды - признаки лагерных авторитетов, тигры и гладиаторы - указывающие на бойцов и быков, игральные карты - шулера. Такие татуировки как пауки в паутине поменяли свое значение. Если ранее эта наколка означала, что ее носитель сидит по наркоманской статье, а паук без сети - воровской, то сейчас ее наносят, для того чтобы указать на пребывание в МЛС за грабеж.

Остаются традиционными наколки с религиозным содержанием - церкви с куполами, по которым считается срок и распятие - мученичество. Накалывают на шее и крест с цепью, обозначающие веру в свой рок. Большинство звезд, накалываемых на ключицах, тоже ушли в прошлое. Ушло большинство перстей: не колют больше насильно перстни обиженным и опущенным, перстень польского вора, а также перстень "прошел через кресты". Остаются перстни, означающие "от звонка до звонка" - черный квадрат; мусульманские с месяцем; женский - "одна в кругу воров"; перстни со звездами Давида, указывающие на отношение к религии; и перстни с карточными мастями - авторитетов. Люди не знают, что колют, а значение наколок меняется, история и смысл тюремной живописи уходит в прошлое. А ведь раньше за каждую наколку должны были отвечать. Насильно нанесенные наколки после зоны выжигали.

Для Вологодской области тюремные обычаи особо актуальны здесь 13 МЛС, в том числе и пожизненный остров Огненный. В учреждениях содержатся 9,5 тыс. разрисованных осужденных.

Источник: «СеверИнформ»

 

Оценить статью
(0)