Российское высшее образование в новом учебном году вступает в очередной период перемен – намечается сокращение числа вузов, обсуждается возрождение системы государственного заказа на молодых специалистов и т.п. В этой связи Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) решил выяснить мнение граждан о том, какое же высшее образование нужно сегодня России. В ходе опроса выяснилось, что среди наименее адаптированных групп населения популярно мнение о бесплатном университетском образовании и идеи обязательного послевузовского распределения на работу. Более обеспеченные слои выступают за сосуществование бесплатного и платного высшего образования, ограниченного госзаказа на специалистов и самостоятельного поиска работы выпускниками.
Нужно ли сокращать вузы?
В последнее время в СМИ неоднократно поднимался вопрос о возможном сокращении количества вузов. Опрос показал, что мнения россиян о наиболее вероятных последствиях такого сокращения разделились. Респонденты склонны отмечать, прежде всего, негативные последствия такого решения: рост стоимости высшего образования (43%), рост безработицы среди молодежи (19%) и нехватку специалистов в отдельных отраслях экономики (15%). Вероятные позитивные результаты - повышение качества подготовки специалистов (17%), сбалансированность спроса и предложения специалистов на рынке труда (16%) – отмечаются существенно реже.
Кому нужны выпускники?
В ходе исследования также было выявлено мнение россиян о возможном восстановлении государственного заказа на подготовку специалистов, в соответствии с которым выпускники госвузов, обучавшиеся бесплатно, обязаны отработать определенное время по распределению.
Опрос показал, что большинство респондентов вполне лояльно относятся к этой идее. 44% опрошенных считают, что вообще все высшее образование должно быть построено, как и прежде, на базе государственного планирования и заказа. Еще 38% – это сторонники смешанной системы, при которой есть и госзаказ на специалистов, и возможность получать образование, какое человеку хочется, а затем самому искать себе работу. И лишь 10% полагают, что госзаказа быть не должно.
Сторонниками государственного плана и заказа на подготовку специалистов чаще оказываются менее адаптированные социальные группы опрошенных – женщины, пожилые люди, респонденты с начальным образованием, с низкими доходами, жители сел. «Адаптанты» – мужчины, молодежь, респонденты с высшим образованием, хорошо материально обеспеченные опрошенные, а также москвичи и петербуржцы - чаще отдают предпочтение смешанной системе (и госзаказ, и выбор вуза, а затем поиск места работы по собственному усмотрению и на свой страх и риск).
Платные или бесплатные вузы?
За последние 11 лет мнения россиян по вопросу о том, каким должно быть высшее образование, существенно изменились.
Если в 1993 и 1995 гг. около половины респондентов (51 и 47% соответственно) полагали, что высшее образование должно быть «смешанным» – и платным, и бесплатным, то в 2003 и 2004 гг. более половины опрошенных (55 и 58%) отметили, что оно должно быть в основном бесплатным.
Сторонниками в основном бесплатного высшего образования выступают обычно слабо социально адаптированные россияне – женщины, пожилые люди, опрошенные с начальным образованием, с низкими доходами, жители сел. И наоборот, «адаптанты» – мужчины, молодежь, респонденты с высшим образованием, опрошенные из высокодоходных групп, а также москвичи и петербуржцы чаще отдают предпочтение смешанной системе высшего образования, где сосуществовали бы платные и бесплатные образовательные услуги.
Зачем нам высшее образование?
Среди причин, побуждающих людей получать высшее образование, респонденты чаще всего называют те, что связаны с вопросами профессионального роста, поскольку, в их представлениях, наличие высшего образование открывает новые возможности для того, чтобы трудоустроиться на хорошую работу (48%), сделать карьеру (28%), стать хорошим профессионалом в своей области (26%). Для части россиян важно оказаться в культурной, образованной среде (8%); выйти за рамки своего окружения, повысив свой социальный статус (9%). 10% полагают, что получить высшее образование нужно, прежде всего, для того, чтобы не служить в армии. Есть и группа россиян (15%), для кого важны «знания ради знания», ради расширения кругозора, а не из каких-либо прагматических соображений.
Во всех группах респондентов признается, что высшее образование необходимо, прежде всего, чтобы найти хорошую работу. Мужчины, как правило, более заинтересованы в карьерном росте, женщины – в том, чтобы стать хорошим профессионалом. Молодежь чаще других групп ориентирована на карьеру. Чем моложе респонденты, тем чаще они увязывают получение высшего образования с возможностью избежать службы в армии.
Респонденты с высшим образованием, а также с более высокими материальными доходами настроены более прагматично и чаще связывают стремление получить его с интересами трудоустройства, карьеры и профессионализма. Чем ниже уровень образования респондентов, тем чаще они полагают, что люди устремляются в вузы, просто потому что «так принято», и в этом смысле их мотивация к получению хорошего образования заметно слабее.
Общероссийский опрос проведен 17-18 июля 2004 г. в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России. Опрашивалось 1539 чел., интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
В настоящее время многие люди стремятся получить высшее образование. Как Вы думаете, зачем? | |||||||||
|
Всего |
Пол |
Возраст, лет | ||||||
|
Мужской |
Женский |
18–24 |
25–34 |
35–44 |
45–59 |
>60 | ||
Чтобы оказаться в культурной, образованной среде |
8 |
7 |
10 |
6 |
5 |
11 |
7 |
13 | |
Чтобы получить новые знания, расширять свой кругозор |
15 |
14 |
16 |
17 |
15 |
14 |
13 |
18 | |
Чтобы получить специальные знания, стать хорошим профессионалом |
26 |
22 |
30 |
24 |
25 |
25 |
28 |
28 | |
Чтобы иметь диплом для трудоустройства на хорошую работу |
48 |
50 |
47 |
46 |
49 |
54 |
52 |
40 | |
Чтобы сделать карьеру |
28 |
30 |
25 |
32 |
37 |
26 |
28 |
17 | |
Чтобы повысить свой социальный статус, выйти за рамки своего окружения |
9 |
9 |
9 |
10 |
7 |
11 |
10 |
9 | |
Чтобы не служить в армии |
10 |
12 |
9 |
15 |
13 |
11 |
8 |
5 | |
Потому что сегодня так принято |
7 |
7 |
7 |
9 |
6 |
5 |
8 |
7 | |
Затрудняюсь ответить |
4 |
5 |
3 |
3 |
2 |
1 |
4 |
8 | |
В настоящее время многие люди стремятся получить высшее образование. Как Вы думаете, зачем? | ||||||||
|
Всего |
Образование |
Доход в рублях | |||||
|
Начальное |
Среднее |
Высшее |
Меньше 1500 |
1501–3000 |
3001–5000 |
Больше 5001 | |
Чтобы оказаться в культурной, образованной среде |
8 |
9 |
9 |
8 |
10 |
7 |
8 |
9 |
Чтобы получить новые знания, расширять свой кругозор |
15 |
14 |
16 |
16 |
16 |
13 |
13 |
16 |
Чтобы получить специальные знания, стать хорошим профессионалом |
26 |
25 |
26 |
30 |
28 |
29 |
23 |
31 |
Чтобы иметь диплом для трудоустройства на хорошую работу |
48 |
43 |
50 |
52 |
50 |
50 |
56 |
56 |
Чтобы сделать карьеру |
28 |
20 |
30 |
33 |
25 |
27 |
33 |
41 |
Чтобы повысить свой социальный статус, выйти за рамки своего окружения |
9 |
9 |
8 |
14 |
11 |
9 |
11 |
6 |
Чтобы не служить в армии |
10 |
9 |
11 |
10 |
10 |
9 |
11 |
6 |
Потому что сегодня так принято |
7 |
11 |
7 |
3 |
6 |
6 |
1 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
7 |
3 |
1 |
4 |
4 |
3 |
0 |
Каким, по Вашему мнению, должно быть в России высшее образование? | ||||
|
1993 |
1995 |
2003 |
2004 |
В основном бесплатным |
32 |
43 |
55 |
58 |
Нужно и платное, и бесплатное |
51 |
47 |
39 |
37 |
В основном платным |
10 |
5 |
2 |
1 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
5 |
4 |
3 |
Каким, по Вашему мнению, должно быть в России высшее образование? | |||||||||||
|
Всего |
Пол |
Возраст, лет |
Образование | |||||||
|
Мужской |
Женский |
18–24 |
25–34 |
35–44 |
45–59 |
>60 |
Начальное |
Среднее |
Высшее | |
В основном бесплатным |
58 |
55 |
62 |
45 |
48 |
55 |
62 |
74 |
70 |
58 |
44 |
Нужно и платное, и бесплатное |
37 |
40 |
35 |
52 |
50 |
39 |
34 |
21 |
23 |
38 |
53 |
В основном платным |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
5 |
6 |
2 |
1 |
Каким, по Вашему мнению, должно быть в России высшее образование? | ||||||||||
|
Всего |
Доход в рублях |
Тип населенного пункта | |||||||
|
Меньше 1500 |
1501–3000 |
3001–5000 |
Больше 5001 |
Москва и Санкт-Петербург |
более 500 тыс. |
100–500 тыс. |
Менее 100 тыс. |
Села | |
В основном бесплатным |
58 |
66 |
59 |
47 |
25 |
45 |
57 |
61 |
54 |
65 |
Нужно и платное, и бесплатное |
37 |
30 |
38 |
51 |
63 |
48 |
42 |
35 |
40 |
31 |
В основном платным |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
5 |
1 |
2 |
2 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
Сейчас обсуждается вопрос о государственном заказе на подготовку специалистов, когда выпускники государственных вузов, получившие бесплатное образование, должны определенное время отработать по распределению. Как Вы относитесь к такой идее? | |||||||||
|
Всего |
Оценка материального положения |
Тип населенного пункта | ||||||
|
Хорошее |
Среднее |
Плохое |
Москва и Санкт-Петербург |
более 500 тыс. |
100–500 тыс. |
Менее 100 тыс. |
Села | |
Все высшее образование должно строиться, как и раньше, на основе государственного планирования и государственного заказа |
44 |
28 |
44 |
52 |
26 |
39 |
49 |
48 |
47 |
Госзаказ на специалистов должен быть, но одновременно должна быть возможность получать, пусть и за деньги, то образование, какое хочется, и потом работать там, где сумеет устроиться |
38 |
50 |
39 |
31 |
39 |
39 |
31 |
40 |
39 |
Никакого государственного заказа вообще не должно быть |
10 |
17 |
11 |
5 |
18 |
16 |
11 |
5 |
7 |
затрудняюсь ответить |
8 |
5 |
6 |
11 |
16 |
6 |
9 |
7 |
7 |