Удалось избежать серьезных потерь в торговле между ЕС и Россией в результате введения единых ветеринарных торговых сертификатов, позволяющих продолжить без перерыва с 1 октября экспорт из ЕС живых животных и животноводческой продукции. 1 июня Россия заблокировала весь экспорт такой продукции, однако затем сняла этот запрет до 1 октября, дав возможность начать обсуждение вопроса. Об этом говорится в сообщении Европейской комиссии.
Россия будет применять ряд единых ветеринарных сертификатов, которые будут использоваться всеми странами-членами ЕС, осуществляющими экспорт в Россию. Эти новые сертификаты будут применяться с 1 октября, а сертификаты, существующие в настоящее время, будут до конца года. Особое внимание было уделено сертификации продукции, происходящей из одной страны ЕС, а переработанной в другой.
Сертификаты будут ежегодно пересматриваться, чтобы в них были учтены развитие ситуации с заболеваниями животных в ЕС и новые научные данные. Кроме того, Россия приняла принцип «регионализации», так что вспышка болезни животных в одном из районов страны-члена ЕС не заблокирует экспорт из других районов этой страны, а также из других стран-членов ЕС.
Дэвид Бирн, Комиссар по здравоохранению и защите прав потребителя, комментируя ситуацию, сказал: «Я доволен тем прорывом, которого мы достигли с Россией. Мы продвинулись далеко вперед по сравнению с ситуацией в торговле в июне, когда произошел срыв. Теперь у нас открыт путь для беспрепятственного экспорта законного и безопасного продовольствия из ЕС в Россию. Сохранено более 1 млрд евро ежегодного экспорта. Я надеюсь на продолжение сотрудничества по вопросам, представляющим общий интерес, включая вопросы транзита и предотвращения фальсификации».
Министр сельского хозяйства, окружающей среды и качества продовольствия Нидерландов Кеес Веерман отметил: «Это большое достижение для Нидерландов, как действующего Председателя ЕС. Я высоко ценю тот факт, что такой важный торговый партнер как Россия так конструктивно вел с нами дискуссию, что позволило нам найти такое хорошее взаимопонимание. Я также доволен очень хорошим сотрудничеством между странами-членами ЕС».
Новые российские сертификаты сделают эту ценную торговлю прозрачнее. Выиграют те, у кого рынки открыты, а требования по сертификации стали менее обременительными. В некоторых странах, чтобы получить доступ к российскому рынку государству придется установить систему для выполнения российских требований. В целом это является позитивным процессом, обеспечивающая стабильность и основу для дальнейшего прогресса.
На прошлой неделе завершился очередной этап технических переговоров. В этой связи Комиссар Бирн и г-н Веерман, министр сельского хозяйства Нидерландов, представляющий страну-Председателя ЕС, встретились с г-ном Гордеевым, министром сельского хозяйства Российской Федерации.
Одновременно с введением единой сертификации экспорта из всех стран ЕС, каждая экспортирующая страна-член будет, как и прежде, подписывать ветеринарные сертификаты, используемые для экспорта с ее территории.
Общая информация
На внутреннем рынке ЕС осуществляется беспрепятственная торговля живыми животными и животноводческой продукцией. При вспышке заболевания животных в одной из стран-членов, ЕС действует незамедлительно и ограничивает распространение болезни. Применяется так называемый принцип «регионализации», останавливающий весь экспорт из пораженного болезнью района.
Россия была обеспокоена тем, что инфицированная продукция из одной страны-члена может легко перевозиться на внутреннем рынке и экспортироваться через другую страну ЕС. Это означало, что если бы, например, случилась вспышка африканской свиной лихорадки в Сардинии, Россия могли отказаться от импорта свинины из любой страны ЕС. Такова была ситуация в прошлом.
Теперь Россия приняла принцип регионализации и, таким образом, блокирование торговли может ограничиваться пораженными регионами внутри ЕС. Такая позиция основывается на том, что ЕС также согласился установить систему, при которой существует цепочка официальных до-экспортных сертификатов на продукцию, которая следует не через одну, а более стран-членов.