Изыскания международной российско–кыргызской подводной археологической экспедиции на Иссык–Куле принесли сенсационные находки. Ничего подобного со дна горного озера никто и никогда не поднимал.
Заморская гостья
Предположительно, под толщей хрустальных иссык–кульских вод скрыто от людских глаз, как минимум, пять древнейших городов. Поэтому российские аквалангисты вели поисковые работы в акватории близ сел Кара–Ой и Тору–Айгыр... Именно здесь их ожидали многочисленные сенсационные находки.
Старший преподаватель кафедры истории и культурологии Кыргызско–Российского Славянского университета Светлана Громова бережно держит в руках бронзовый сосуд. Эта амфора, которая попала на берега Иссык–Куля из Византии около двух с половиной тысяч лет назад (так хочется в это верить!), - главная удача подводных археологов. Она выполнена в классическом античном стиле. Прекрасно сохранившаяся ручка свидетельствует о художественном вкусе мастера, виртуозно выполнившего тончайшую работу.
- Наконец–то найдены материальные подтверждения того, что иссык–кульская ветвь Великого Шелкового пути стала предтечей возникновения на пересечении торговых караванных дорог мощнейшей евро–азиатской цивилизации, - говорит Светлана Михайловна. - На берегах озера располагались прекрасные города, возраст которых можно исчислять без малого тремя тысячелетиями. На месте старых построек возникали новые культурные слои. Святое озеро было не только местом бойкой торговли, но и своеобразным международным курортом древности, где купцы из заморских стран набирались сил перед дальними путешествиями в евро–азиатские государства.
Дар от Александра
Внимательно рассматриваем бронзовую находку. В памяти оживают воспоминания детства. Почти в таком же, покрытом известняком вперемешку с ракушками, кувшине многие столетия томился в неволе Старик Хоттабыч. Прямо мистика какая–то.
Корреспондент издания «Вечерний Бишкек» интересуется у Светланы Михайловны, не могла ли эта амфора, исходя из ее весьма почтенного возраста, служить верой и правдой воинам Александра Македонского, который как раз в ту пору стоял огромным лагерем на брегах теплого водоема.
- Конечно, такое предположение, скорее всего, из области фантастики, - улыбается наша собеседница. - Но и отрицать подобного факта наука не может. Даты совпадают. Так что все может быть.
Уже с трепетом касаемся удивительного сосуда. Чем черт не шутит, вдруг сам Александр Могущественный сжимал в руках витиеватую ручку и грозным взглядом окидывал море белоснежных шатров, расставленных его ратью, расслабившейся у хрустальных вод горного чуда?
Сосуд любви
И еще одну потрясающую находку продемонстрировали корреспондентам "Вечерки" ученые. Неподалеку от амфоры они наткнулись на небольшую емкость - горшочек, великолепно сохранившийся под водой, благо, изготовлена вещица была из керамики.
Это один из самых древних флаконов для хранения благовоний, который в переметной суме верблюда был доставлен из Византии к благословенным берегам. Трогаешь его гладкую поверхность и почти зримо представляешь, как нежные пальчики волоокой красавицы по капле выливают из него пахучую жидкость на ладонь, осторожно наносят на бархат смуглой кожи. Словно стерлась грань между тысячелетиями, отступили десятки веков, пронесшихся над седым Иссык–Кулем. И мы, люди поры космических технологий, оказались на улицах белоснежного города–призрака, увенчанного бирюзовыми куполами, улицы которого заполняют люди в причудливых одеяниях. Как им жилось в этом благодатном краю много–много лет назад? Думается, что у святого озера всегда находилось доброе тепло для каждого, кто приникал к его золотому берегу в поисках счастья.
Символ духовности
На осколке большого керамического сосуда внушительных размеров вытеснена шестигранная звезда. На ней - две туго закрученные спирали - противосалони. От направления витков зависело значение орнамента, который символизировал как добро и жизнь, так и зло, смерть.
При знакомстве со столь необычной находкой возникла мысль о том, что изображение на керамике - не что иное, как Звезда Давида - символ иудейства. Однако Светлана Михайловна весьма осторожна в выводах. По ее мнению, заказчик или сам мастер нанес на изделие свой каббалистический знак. Потому как именно в VII–IX веках, которыми примерно определяется возраст находки, во многих частях света широко бытовало увлечение каббалистикой - причудливо переплетающиеся геометрические фигуры складывались в магические знаки, влияющие на судьбы людей. Поскольку сам сосуд явно местного изготовления, напрашивается вывод, что и местные жители не были чужды веяний мировой цивилизации...
Ларец Нептуна
Руководитель подводно–археологической экспедиции академик Владимир Плоских очень и очень доволен нынешним поисковым сезоном.
- По сравнению с прошлым годом обилие находок столь велико и они настолько значимы для науки, что просто не могу переоценить объем и уровень проделанной российскими аквалангистами работы. Открыта еще одна очень важная страница в исследовании подводных городов Иссык–Куля, которая дает основание делать выводы о богатейшем культурно–историческом наследии, таящемся в глубинах озера.
Правда, конкретно оценить и охарактеризовать уникальные находки можно будет только после их очистки от ракушечника и солевых отложений озера, анализа состава бронзы и других уже чисто лабораторных исследований, которые могут скорректировать и уточнить датировку.
Его величество Нептун пусть без особой охоты, но все же приоткрыл перед учеными свой заветный ларец. Нет никаких сомнений: найденные уникальные предметы - лишь крупицы того бесценного исторического достояния, которое в будущем попадет в руки пытливых ученых. А тот факт, что удивительные находки сделаны за несколько дней работы, свидетельствует: главные клады иссык–кульской Атлантиды ждут своего часа в аквамариновой глубине озерных вод.
Юрий Александров