На прошлой неделе в Калининградской области побывала делегация
Секретариата Хельсинской Комиссии (HELCOM) - организации, призванной
обеспечивать соблюдение положений Хельсинской Конвенции об охране окружающей среды Балтийского моря. Целью визита стал осмотр нефтедобывающей платформы на месторождении Д6 и анализ экологической безопасности добычи нефти на шельфе Балтики компанией ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть.
Экологическая группа «Экозащита!», более двух лет ведущая общественную компанию против опасного проекта нефтедобычи, выступает с конкретными предложениями к членам делегации.
Визит делегации Секретариата Хельсинской Комиссии был организован по приглашению Министерства природных ресурсов РФ. Участие в нем также приняли представители Министерства окружающей среды Литвы.
В рамках визита, который продлился до 1 сентября, члены делегации осмотрели нефтедобывающую платформу компании ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть, предприятие компании в поселке Романово
и нефтяной терминал в Ижевском. Кроме того, программа визита включила осмотр национального парка Куршская коса, расположенного в непосредственной близости от месторождения Д6.
Согласно докладу «Природные и техногенные факторы, усугубляющие последствия аварийного разлива нефти на месторождении Д6 и создающие опасность нефтяного загрязнения Куршской косы», подготовленному группой «Экозащита!» и распространенному в феврале 2004 года, разливы нефти с морской нефтяной платформы не могут быть ликвидированы в
полной мере и станут губительными для Куршской косы - уникального природного образования, объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
«Самая главная проблема Д6 никак не связана с новейшими технологиями,
которые, по мнению компании ЛУКОЙЛ, должны обеспечить безопасность
проекта, - говорит Александра Королева, сопредседатель группы «Экозащита!» - Главная проблема состоит в том, что ни соответствующие органы областной администрации, ни компания ЛУКОЙЛ не готовы к авариям, а вместо разработки адекватных планов ликвидации последствий разливов нефти пытаются убеждать общественность в невозможности аварий».
По мнению экспертов группы «Экозащита!», для обеспечения безопасности
окружающей среды Балтийского моря, объявленного в 2004 году особо
чувствительной морской территорией, необходимо принять конкретные меры по предотвращению загрязнения моря нефтью.
«Экозащита!» предложила HELCOM и Министерству окружающей среды Литовской республики потребовать от администрации Калининградской области и компании ЛУКОЙЛ: совместной разработки и согласования детализированных планов ликвидации аварийных разливов нефти с учетом трансграничного переноса и максимальных сценариев - потеря контроля над всеми (21) буровыми на платформе и/или падение платформы; объявления моратория на добычу нефти на Д6 в зимний период (ноябрь-февраль), когда в юго-восточной Балтике усиливается штормовая активность, и погодные условия делают затрудненным или даже невозможным использование механических средств для ликвидации последствий аварийного разлива нефти.
В ходе визита делегации HELCOM и Министерства окружающей среды Литовской республики активисты группы «Экозащита!» встретились с членами делегации и высказали свои предложения.