«Русским надо задаться вопросом, кто должен владеть нефтью и другими полезными ископаемыми, залегающими в недрах на их земле, у них под ногами? Кому должна принадлежать рыба в российских морях? В чьей собственности должны находится великие российские озера и реки?», - пишет бывший губернатор штата Аляска Уолтер Хикл.
На презентации русскоязычного издания его книги «Модель Аляски – возможности для России», которая состоялась 5 октября, бывший американский губернатор и министр внутренних дел США в администрации Р.Никсона, убеждал собравшихся, что Россию может сделать процветающей только институт общественной собственности.
«Мы, аляскинцы, создали уникальную экономическую и политическую систему. Она отличается от традиционной американской системы, потому что почти вся земля и природные ресурсы Аляски находятся в совместном владении всех аляскинцев. И эта аляскинская модель оказалась в высшей степени эффективной. Я уверен, что уроки, извлеченные из построения экономической системы нашего штата, могут быть полезны для России», - сказал Уолтер Хикл.
Российский рецензент книги Уолтера Хикла, академик РАН Александр Гранберг назвал ее историей борьбы за создание на Аляске регионального сообщества нового типа, адекватного природной среде и стремлениям его граждан. Труд Хикла особенно актуален для России, с трудом находящей гармонию несовпадающих интересов: федерального центра и регионов; новых бизнес-структур, власти и населения; экономики и экологии; наций, народностей с разными культурными и хозяйственными традициями.
Наиболее остро отмеченные проблемы проявляются на обширных северных территориях, близких Аляске по своим природным условиям и историческому наследию. По своему содержанию книга Хикла о далекой Аляске весьма близка современным российским задачам, она дает возможность вместе с автором поразмышлять о позитивных и негативных сторонах построения конкурентоспособной экономики в суровых условиях приполярья.
По выражению Уолтера Хикла, штат Аляска прошел мимо классического капитализма и социализма.
- Экономическую систему Аляски нельзя назвать ни классически капиталистической, ни социалистической. Она опирается на традиционную северную культуру, в которой выживание и благополучие зависят от усилий всего сообщества, а не только от действий каждого человека в отдельности.
Первые появившиеся здесь люди понимали, что в этом холодном краю нужны коллективные усилия всего сообщества, в котором потребности общества ставятся выше потребностей отдельного человека. Аналогично этой традиции, Договор о создании штата Аляска утвердил право собственности правительства нашего штата на природные ресурсы – нефть и газ, другие полезные ископаемые, месторождения, которые расположены в недрах земель, а это составляет почти 30% всех естественных ресурсов Аляски, - пишет Хикл.
Для России уроки Аляски стали особенно близки, когда в нашей стране начались преобразования государственной собственности и формирование реального федерализма. Российские регионы, особенно республики и автономные округа, стали активно бороться за раздел общегосударственной собственности. Это движение под флагом «суверенизации» быстро дало видимые результаты: существенная часть федеральной собственности перешла субъектам РФ.
Принципиальные отличия от Аляски состояли в том, что, с одной стороны, федеральный центр не давал регионам в исключительное ведение наиболее богатые природные ресурсы (например, крупные нефтегазовые месторождения на Севере). В лучшем случае действовало правило «двух ключей» (а в последнее время центр все больше забирает права себе), и до сих пор нет стабильных нормативов распределения доходов от природных ресурсов. С другой стороны, регионы, в отличие от штата Аляска, стали собственниками многих действующих промышленных и других предприятий, не сделав при этом каких-либо собственных инвестиций в их развитие.
Администрация штата Аляска перешагнула через частную собственность на землю и недра, но ей, по-видимому, никогда не приходила в голову мысль дать штату право на изъятие части чистой прибыли частных предприятий!
Сегодняшнее благосостояние штата и народа Аляски базируется прежде всего на нефти. Доля нефтяной промышленности в валовом продукте штата достигает 75%, а в бюджете доля доходов, получаемых от нефти, доходит до 85% (в основном, это арендная плата и «роялти», составляющая 12,5% добываемой нефти).
Договором о создании штата Аляска предусмотрено, что доходы от добычи полезных ископаемых делятся между штатом и центром в пропорции 90:10. Российские нефтедобывающие регионы, даже наиболее успешные в экономическом развитии, не имеют столь мощной, а главное — стабильной налоговой базы; доля отчисляемых налогов от добычи нефти и природного газа в федеральный бюджет у нас в несколько раз выше.
Штат-собственник Аляска использует рыночные институты для преумножения своей собственности. Конечно, социалистические, по существу, идеи Хикла реализуются и в сфере общественной собственности на природные ресурсы, и особенно - в социальной сфере штата. Уолтер Хикл убежден, что доход от общественной собственности должен направляться на общественные нужды - на инфраструктуру, здравоохранение, образование, науку.
Удачи губернатора Хикла в сфере экономики во многом объяснялись его умелым сотрудничеством с крупными компаниями, особенно, с нефтяными. Ему удавалось находить и объяснять общие интересы штата и частного предпринимательства при освоении труднодоступных нефтяных месторождений, дающих ежегодно более 70 млн. т нефти, при строительстве уникального трансаляскинского нефтепровода (стоимостью более 10 млрд. долл.), при разработке многих других природных ресурсов.
Жесткая требовательность Хикла наиболее убедительна в конфликте с компанией «Эксон», танкер которой в 1989 г. потерпел катастрофу у побережья Аляски. Губернатор добился от этой компании уникальной компенсации за причиненный ущерб природе из-за разлива нефти - 1,2 млрд. долларов (к тому же компания «Эксон» затратила на проведение необходимых работ по ликвидации этой экологической катастрофы еще 2 млрд. долларов).
Придавая решающее значение защите интересов штата от монополий, он завещал своему преемнику: «Не дай им украсть наш штат». А российских региональных лидеров он предостерегает от сговора федеральных властей «с лишенными этики частными предпринимателями».
Благодаря активной деятельности администрации штата по сохранению природы в зонах эксплуатируемых нефтяных месторождений и нефтепроводов, экологическая ситуация в нефтедобывающих регионах нормализировалась и остается благоприятной. И это тоже было достигнуто благодаря особенностям законодательства Аляски и жесткой позиции администрации штата.
«Менее чем за 50 лет мы нашли пути эффективного управления обще6ственной собственностью. Всего за несколько десятилетий мы вышли из бедности, улучшили качество жизни наших общин, остановили безудержную хищническую эксплуатацию нашей земли со стороны бизнес-корпораций и государства, и сделали так, чтобы ресурсы штата стали работать на его жителей», - сказал Уолтер Хикль. Он уверен, что опыт построения разумного и справедливого общества на территории самого холодного штата Америки более всего подходит для самой холодной страны мира.
Каждая социально-экономическая модель непосредственно связана с климатическими условиями, в которых она формировалась, и поэтому следует стремиться к таким стандартам жизни, которые будут считаться с установленными природой ограничениями.