8 октября 2004 года в городе Приморск Ленинградской области прошла торжественная церемония открытия начала строительства нового экспортного нефтепродуктопровода «Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск» и грузового терминала в порту Приморск (проект «Север»). В церемонии принял участие заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус.
«Транснефтепродукт» - это единственная в России компания, транспортирующая светлые нефтепродукты в различные регионы России, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья, по системе магистральных нефтепродуктопроводов.
В настоящее время ряд российских нефтяных компаний России проводит модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов с тем, чтобы наладить выпуск моторных топлив, соответствующих европейским стандартам качества. Должна вырасти и пропускная способность магистральных нефтепродуктопроводов
В то же время, ежегодные потери бюджета России, связанные с транзитными поставками нефтепродуктов через территории других стран, определяют необходимость создания новой экспортной инфраструктуры.
Перспектива развития новой инфраструктуры обуславливает необходимость наращивания экспорта нефтепродуктов в северо-западном направлении. В то же время Россия имеет на Балтике только Санкт-Петербургский терминал, куда нефтепродуктопроводным транспортом могут быть доставлены светлые нефтепродукты.
В этих условиях стратегической задачей России является развитие собственных перегрузочных комплексов светлых нефтепродуктов и создание нефтепродуктопроводных систем на перспективных направлениях.
В этой связи государственная компания АК «Транснефтепродукт» активизировала свою деятельность по развитию новых нефтепродуктовых мощностей. На настоящий момент наиболее рациональным является строительство нефтепродуктопровода «Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск» с выходом на побережье Балтийского моря в район морского порта г. Приморска Ленинградской области – проект «Север», включенный в стратегические планы развития российского ТЭК. Этот порт на побережье Финского залива Балтийского моря является наиболее оптимальным с точки зрения использования крупнотоннажных танкеров.
Создание новой трубопроводной системы по транспортировке и отгрузке нефтепродуктов на Балтике отвечает экономическим и политическим интересам России, является общественно значимым. Проект призван не только организовать новый сегмент бизнеса, доходы которого повысят эффективность функционирования нефтепродуктопроводной сети и пополнят бюджет страны, но и усилить позиции России на международной арене.
Отметим также, что новый объект будет эффективно дополнять недавно открытый терминал в Высоцке, через который осуществляется, главным образом, перевалка нефти и темных нефтепродуктов.
Экономичность, надёжность и экологическая безопасность нефтепродуктопроводного транспорта, с одной стороны, масштабы и быстрота окупаемости нового магистрального нефтепродуктовода, с другой стороны, дают основания для утверждения, что проект «Север» имеет стратегическое общероссийское значение.