В отличие от остальных предложений президента Путина, озвученных им в памятный для российской демократии день 13 сентября, инициатива по созданию Общественной палаты федерального уровня встретила в обществе одобрение и непонимание. По какому принципу и при какой ветви власти должна формироваться Общественная палата? Какие функции должны быть ей приданы? Должен ли порядок формирования и работы этого органа быть прописан в Конституции? На все эти вопросы попытались ответить участники брифинга, проведенного ИА «Росбалт» 13 октября.
Председателю Мосгордумы Владимиру Платонову инициатива президента кажется вполне понятной. «Она не была конкретизирована», - сожалеет депутат, - «И потому породила в обществе обсуждения и споры». Впрочем, Платонов выразил надежду, что в результате общественной дискуссии может быть выработана та форма Общественной палаты, которая будет осуществлена властями.
Говоря о функциях Общественной палаты, депутат сослался на московский опыт сотрудничества власти с обществом, когда при Мосгордуме заработал экспертный совет.
- Ничто не мешает использовать Общественную палату как экспертный совет, но уже на федеральном уровне. Что же касается контролирующих функций, они тоже могут быть. Например, когда гражданин, не дождавшись действий власти, обращается в Общественную палату, или, не доверяя власти, отправляет копию обращения в Общественную палату. Создание этой структуры в интересах гражданского общества создаст условия для того, чтобы ни законодательная, ни исполнительная власть не ошибалась, - добавил председатель Мосгордумы.
- Что же касается того, что сейчас надо срочно внести в Конституцию понятие «Общественная палата» и наделить ее обязательными властными функциями, то я считаю, что в этом нет необходимости, сказал Владимир Платонов.
Сопредседатель фонда «Единство во имя России» Вячеслав Никонов назвал инициативу Владимира Путина здравой идеей. «Как это будет выглядеть, это во многом зависит от президента и общества», - сказал политолог.
По мнению Никонова, вносить изменения в Конституцию не надо, но для повышения правового статуса Общественной палаты она должна быть учреждена не указом президента, а законом.
- У нас все же президентская республика и Общественная палата при Госдуме или Федеральном Собрании будет иметь меньший статус, чем Общественная палата при президенте. Следовательно, она должна быть связана с президентскими структурами, - считает Никонов.
Также, по его мнению, в функции Общественной палаты должна входить экспертиза законопроектов между принятием их Госдумой и подписанием президентом. Кроме того, Общественная палата должна участвовать в расследованиях серьезных событий, таких, как трагедия в Беслане, а для этого ей должно быть придано право обращаться с запросами во властные структуры.
Никонов особо подчеркнул, что Общественная палата обязана иметь стабильный состав, дабы президент не имел возможности «перетасовывать состав в зависимости от нужного ему решения», и чтобы эта структура не превращалась в «послушный орган».
Председатель Координационного совета российского бизнеса Александр Шохин выразил уверенность, что изменять Конституцию под Общественную палату было бы не только не нужно, но и опасно. По его словам, это может быть использовано для дальнейших злоупотреблений на конституционном поле.
Что касается функций Общественной палаты, то здесь Шохин указал, прежде всего, на экспертную работу. Но участие этого рекомендательного органа в законотворческой деятельности не предусмотрено законодательством и потому возможно только при условии, если Госдума и Совет Федерации возьмут на себя добровольные обязательства выслушивать мнение Общественной палаты и учитывать ее рекомендации. По мнению Шохина, «контролирующая функция Общественной палаты пока не просматривается».
Научный руководитель Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, советник полпреда президента РФ в ПФО Вячеслав Глазычев заметил, что Общественной палате есть чем заняться.
- Есть одна реальная функция, которая сегодня абсолютно голая. Это постфактумный анализ последствий принятых законодательных актов и проведенных в жизнь решений. Некоторые вещи бумажно выглядят очень убедительно, а проверить как это будет в реальности можно только по первым эффектам. А это делать сейчас некому.
Глазычев заметил, что Общественная палата должна создаваться при парламенте страны, так как, по его мнению, в связи с реализацией других инициатив президента Путина будет утрачена связь парламента с обществом и регионами. По словам политолога, партийная система очень отвлечена от реальных нужд регионов и повседневных забот общества.
Соответственно, по мнению Глазычева, Общественная палата должна работать на обеспечение диалога регионов и федерального центра и формироваться из представителей «крупных общественных объединений, доказавших свою реальность».
Для справки заметим, что Россия уже имеет достаточно длительный опыт эффективного функционирования общественных палат на уровне регионов. Уже 8 лет действует Общественная палата Саратовской области, по 7 лет работают подобные органы в Калининграде и Нижнем Новгороде, 4 года - в Московской области.
Возможно, федеральным властям не следует изобретать велосипед, а надо просто учесть опыт регионов? Тем более, что регионы готовы этим опытом поделится.