В канун акции протеста работников непроизводственной сферы — здравоохранения, образования, науки и культуры, руководители официальных отраслевых профсоюзов собрались, чтобы опровергнуть слухи об отмене предупредительной забастовки, назначенной на 20 октября. А слухи эти возникли и муссируются в связи с попытками правительства создать видимость переговоров в преддверии этой акции.
Проведенные консультации представителей профсоюзов непроизводственной сферы с М. Фрадковым и А. Жуковым (при отсутствии министра финансов, без которого вопросы, поднимаемые профсоюзами, решаться не могут) привели только к опубликованию в «Российской газете» пресс-релиза, как ни странно, подписанного представителями правительства, однако, тем не менее, официальной силы не имеющего, сообщает Институт Коллективное действие.
Однако эти слухи смогли дать информационный повод для того, чтобы некоторым представителям власти попытаться надавить на отдельные коллективы учителей, уже принявшие решение об участии в забастовке, заставляя их переголосовывать, заявив им, что руководство их профсоюзов уже пошло на переговоры.
Вот эти слухи руководство профсоюзов (Кузьменко М.М., Президент Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, председатель профсоюза работников здравоохранения РФ, Меркулова Г.И., председатель профсоюза работников народного образования и науки РФ, а также Парошин Г.П., председатель профсоюза работников культуры) и опровергало, обратившись к журналистам с просьбой объективно и беспристрастно освещать события.
Однако быть в данном случае беспристрастными очень сложно, здесь гораздо проще стать пристрастным и встать на сторону протестующих, здесь главное, чтобы сами протестующие были последовательными в своих требованиях и не следовали логике «шаг вперед — два шага назад».
Итак, 20 октября 2004 года состоится второй этап Всероссийских коллективных действий профсоюзов работников непроизводственной сферы в форме Всероссийской забастовки работников образования, здравоохранения, культуры.
В мае 2004 года Советом Ассоциации было принято постановление о принятии Заявления «О социально-экономическом положении работников бюджетной сферы, мерах Правительства РФ по сокращению федеральных социальных обязательств и дальнейших действиях Ассоциации». Заявление было посвящено двум проблемам: пакету проектов федеральных законов по внесению изменений в 154 законодательных акта и отмене 35 законов Российской Федерации с целью обеспечения, по заявлению правительственной стороны, сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации и разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, и проблеме повышения заработной платы работников бюджетной сферы.
Этим постановлением объявлялось о проведении Всероссийских коллективных действий в два этапа. Первый этап 10 июня 2004 года в форме пикетирования зданий Правительства РФ, Государственной Думы, администраций, органов государственной законодательной власти субъектов РФ. Второй этап - Всероссийская забастовка осенью 2004 года.
По инициативе Совета Ассоциации проведение первого этапа коллективных действий возглавила ФНПР. Участие в акции территориальных объединений профсоюзов и отраслевых профсоюзов придало ей действительно всероссийский масштаб и вызвало соответствующий резонанс в обществе. Результатом проведенных коллективных действий стало возобновление после длительного перерыва деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Однако по существу выдвигаемых профсоюзами работников бюджетных отраслей требований по вопросу повышения заработной платы конкретного конструктивного ответа от Правительства РФ получено не было.
В целях повышения уровня реального содержания заработной платы и установления федеральных государственных минимальных гарантий по уровням оплаты труда работников образования, здравоохранения, культуры Совет Ассоциации постановлением от 28 июня 2004 года утвердил и выдвинул в адрес Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации для рассмотрения в порядке, предусмотренным трудовым законодательством следующие требования:
- осуществить индексацию заработной платы работников всех бюджетных учреждений системы образования, здравоохранения, культуры не зависимо от их подчиненности во втором полугодии 2004 года не менее чем в 1,5 раза и обеспечить финансирование расходов по ее проведению за счет бюджетов всех уровней, в том числе, путем оказания на реализацию этой меры финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
- при подготовке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» предусмотреть финансирование расходов на повышение заработной платы работников федеральных государственных учреждений бюджетной сферы не менее чем в 2 раза и выделение ассигнований на оказание финансовой помощи бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на осуществление этого мероприятия в учреждениях бюджетной сферы, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления;
- сохранить гарантии установления повышенных на 25% ставок и окладов, а также льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом РСФСР «О социальном развитии села», отраслевыми федеральными законами для специалистов бюджетной сферы, работающих в сельской местности, через механизм передачи этих государственных полномочий с федерального уровня на уровень субъектов РФ с обеспечением их реализации необходимыми финансовыми ресурсами;
- предусмотреть в законодательном порядке федеральные гарантии по минимальным уровням оплаты труда всех профессионально- квалификационных групп работников бюджетных учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, финансируемых из бюджета всех уровней, а также по порядку индексации их заработной платы.
Учитывая, что Правительство РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ, образования и науки РФ, культуры и массовых коммуникаций РФ, в установленный трудовым законодательством срок не сообщили Ассоциации своего решения в отношении выдвинутых в их адрес требований, Ассоциация вступила в коллективный трудовой спор на федеральном уровне.
Однако все усилия Совета Ассоциации по выстраиванию конструктивных взаимоотношений с правительственной стороной в рамках всех возможных и предусмотренных трудовым законодательством форм социального партнерства не привели к конкретным результатам.
Ассоциация, основываясь на уставных требованиях о защите социально-трудовых, экономических и профессиональных прав и интересов членов профсоюзов работников непроизводственной сферы, со своей стороны предприняла все предусмотренные трудовым законодательством меры по организации процесса рассмотрения требований в адрес Правительства РФ и заинтересованных федеральных министерств в рамках коллективного трудового спора на федеральном уровне.
Совет Ассоциации своевременно направлял все решения и материалы в Правительство РФ и в профильные федеральные министерства.
Четырежды заместителем председателя Правительства РФ А.Д. Жуковым давались поручения Минздравсоцразвитию России (М.Ю. Зурабову), Минобрнауки России (А.А. Фурсенко), Минкультуры России (А.С. Соколову), Минфину России (А.Л. Кудрину) о проведении переговоров с Советом Ассоциации.
На заседании РТК 17 сентября 2004 года отдельно был рассмотрен вопрос о переговорах по рассмотрению требований Ассоциации. Решением РТК было предложено федеральным министерствам здравоохранения и социального развития, образования и науки, культуры и массовых коммуникаций совместно с Минфином России незамедлительно приступить к переговорам по рассмотрению требований Ассоциации.
Однако вместо переговоров с участием полномочных представителей правительственной стороны в целях рассмотрения требований Ассоциации по существу были проведены две встречи в формате «совещания по согласованию позиций сторон» и «встречи для обсуждения поставленных Советом Ассоциации вопросов», на которых правительственной стороной не было внесено и не обсуждалось вообще никаких предложений по выдвинутым требованиям, которые могли бы стать основой для нахождения разумных компромиссов, взаимоприемлемых решений.
Надо отметить, что Правительством РФ игнорировались не только неоднократно заявляемые Ассоциацией требования, но и постановление Государственной Думы РФ от 21 ноября 2003 года № 4570 «О федеральном бюджете на 2004 год», в котором Правительству РФ рекомендовано по итогам исполнения Федерального бюджета за первое полугодие 2004 года внести в Государственную Думу предложение о возможности индексации заработной платы работников бюджетной сферы в 2004 году.
Таким образом, правительственная сторона фактически уклонилась от проведения переговоров, отказалась от реализации принципов социального партнерства на практике, а также проигнорировала позицию общероссийского объединения профсоюзов, представляющего интересы многомиллионного отряда работников образования, здравоохранения, культуры. Тем самым позиция Правительства РФ вынудила Совет Ассоциации принять постановление от 17 сентября т.г., которым было объявлено о проведении Всероссийской забастовки работников образования, здравоохранения, культуры с 20 октября 2004 г. продолжительностью до 5 дней.
По обобщенным данным, в забастовке на всей территории Российской Федерации примут участие около 1 миллиона 50 тысяч человек в 113,9 тысячах учреждений образования, здравоохранения, культуры. Во всех формах выражения позиции и протеста 20 октября т.г., включая митинги, шествия, пикеты, примут участие более трех миллионов работников бюджетной сферы.
И только когда угроза забастовки стала реальностью, под воздействием уже принятых в коллективах учреждений образования, здравоохранения, культуры решений об участии в забастовке интенсивность переговоров возросла, и в настоящее время имеются предложения Правительства РФ в форме устных заявлений, которые нашли отражение пока только в сообщении для СМИ, подготовленным Пресс-службой Правительства РФ. Эти предложения, как предполагает Правительство РФ, будут вынесены для обсуждения и одобрения на заседание РТК, дата проведения которого пока точно не определена.
Учитывая вновь открывшиеся обстоятельства, на заседании Совета Ассоциации 12 октября было принято постановление о проведении объявленной забастовки в течение одного дня 20 октября, как меры предупредительного характера, а затем приостановить забастовку с 21 октября для обеспечения нормального переговорного процесс.
Совет Ассоциации призывает коллективы учреждений бюджетной сферы сохранять готовность к возобновлению забастовки в случае непринятия Правительством РФ необходимых мер по индексации зарплаты работникам образования, здравоохранения, культуры на всей территории России в 2005 году.