Фильм про Беслан увидят в Америке, Европе и Израиле. Копию фильма попросила прислать парламентская комиссия по расследованию захвата заложников. Российские телезрители фильм не увидят.
I. Главные события недели
1. 68% россиян возлагают ответственность за теракты на власти, 25% - на правозащитников и журналистов, "мешающих спецслужбам". Такие данные получены в ходе репрезентативного опроса общественного мнения, проведенного в конце сентября Институтом "Общественная экспертиза". Опрос проводился с 23 по 30 сентября 2004 года в 138 населенных пунктах 28 субъектов Российской Федерации. Участникам опроса предлагалось ответить на вопрос, кто, по их мнению, ответственен за последние террористические акты в России: лидеры международного терроризма, российские власти, проводящие неверную политику на Северном Кавказе, руководители российских спецслужб или правозащитники и журналисты, мешающие спецслужбам. Участники опроса могли выбрать одновременно несколько вариантов ответа.
2. Большой интерес вызывает документальный фильм «Беслан: третья пятница». Фильм снят первоуральским журналистом Антоном Гуськовым. Лентой заинтересовались правозащитники, ее увидят в Америке, Европе и Израиле. Кроме того, копию фильма попросила прислать парламентская комиссия по расследованию захвата заложников. Фильм рассказывает о том, что происходит в Северной Осетии через три недели после трагедии в Беслане. По словам генерального директора первоуральской телекомпании "21 канал" Владимира Антипина, центральные СМИ уделяют этой теме слишком мало внимания: «Интерес к тому, что происходит в Беслане у граждан большой. И получается, по большому счету, что мы выполнили роботу федеральных каналов. Не мы должны говорить об этом, а федералы. Но поскольку федералы молчат, кто-то должен это делать».
Пока ленту мало, кто видел, но она уже успел зарекомендовать себя, как скандальная. Между тем, автор фильма, шеф-редактор новостей «21 канала» Антон Гуськов никакой сенсации или крамолы в своем проекте не видит: «Моя задача была объективно показать, что там происходит, как сейчас живет Беслан, о чем говорят люди, что их интересует. Фильм получился как раз такой. Там нет моей авторской позиции совсем. У меня там говорят люди о том, как они получили гуманитарную помощь, о том, кто, по их мнению, виновен в этом теракте. Люди дают оценки, а я никаких выводов из их комментариев не делаю».
Пока 24-минутный фильм "Беслан: третья пятница" был показан только в Первоуральске и Екатеринбурге.
II. Ограничение в профессиональной деятельности редакций, давление на прессу
1. Власти Владикавказа (Республика Северная Осетия) изъяли практически весь тираж газеты "Экран Владикавказа" со статьей, содержащей критику в адрес президента Северной Осетии Александра Дзасохова.
В своем очередном выпуске это издание перепечатало статью из газеты "Социал-демократ Алании", выходящей тиражом 3 тыс. экземпляров. Автор этого материала Константин Чеджемов, считающийся в Северной Осетии ярым оппозиционером, резко критиковал президента республики Александра Дзасохова за события в Беслане. Газета "Социал-демократ Алании" целую неделю продавалась в киосках Владикавказа.
Главный редактор "Экрана Владикавказа" Сергей Бурнацев перепечатал статью Константина Чеджемова, снабдив ее собственным комментарием. Уже в день выхода газеты ее тираж начал изыматься из киосков "Роспечати" и у частных распространителей. В тот же день главный редактор издания "Экран Владикавказа" был уведомлен о том, что он должен срочно освободить используемое редакцией помещение, расположенное в здании префектуры Иристонского муниципального округа Владикавказа. Сотрудники этого органа, по словам Сергея Бурнацева, и занимались изъятием тиража, составляющего 7,7 тыс. экземпляров. Редакции с трудом удалось отстоять чуть ли не последний номер для своей подшивки.
Об этом скандале главный редактор "Экрана Владикавказа" сообщил вице-спикеру Совета федерации Александру Торшину, возглавляющему парламентскую комиссию по расследованию теракта в Беслане. В ответ начальник отдела Совета Федерации по связям со СМИ Григорий Серебренников запросил телефоны мэра Владикавказа и префекта Иристонского района и пообещал во всем обязательно разобраться.
В префектуре Иристонского муниципального образования заверили журналистов, что городские власти к этому инциденту отношения не имеют. Исполняющая обязанности префекта Алла Ревазова пояснила, что никакого изъятия не было: "Я просто захотела почитать все газеты этого выпуска, которые выкупила на свои". На вопрос, почему она не дала такой же возможности другим читателям, Алла Ревазова призналась, что "в столь скорбные для осетинского народа дни хотела оградить его от словесного недуга".
Сергей Бурнацев заявляет, что у него есть квалифицированный адвокат для защиты своих прав в суде.
2. Первый заместитель председателя Государственной думы Любовь Слиска полагает, что журналистскому сообществу необходимо выработать нормы саморегуляции, профессиональные правила и этические принципы при освещении избирательных кампаний. Такое мнение она высказала 19 октября на проходящих в Государственной думе слушаниях, посвященных совершенствованию избирательного законодательства. Любовь Слиска отметила, что "информационное сопровождение избирательных кампаний зачастую носило тенденциозный характер". "Считаю, что настало время принять законодательные меры для противодействия этому в будущем", - заявила она.
3. Тульская газета "Молодой коммунар" подверглась цензуре со стороны работников орловской типографии "Труд". Как заявил редактор газеты Константин Леонов, руководство типографии вынудило журналистов переверстать первую полосу пятничного номера газеты. По его словам, сделано это было исходя исключительно из политических соображений. В типографии "Известиям" факт цензуры подтвердили и заявили, что поступать так будут и впредь.
По пятницам тульская газета "Молодой коммунар" выходит 40-страничным номером. Поскольку типографий, способных напечатать такую газету в Туле, нет, то журналистам приходится пользоваться услугами соседей - орловской типографии "Труд".
21 октября, когда полосы уже были в орловской типографии, в редакцию в Тулу позвонила заведующая производством типографии Ольга Тарилина. Она предложила переверстать первую полосу газеты. Выяснилось, что ей не понравился заголовок "В очередь, сукины дети!". Под заголовком редакция дала комментарий к итогам выборов в Тульскую областную думу и снимки потенциальных претендентов на губернаторский пост.
По словам редактора, протест типографии вызвал даже не сам заголовок, а то, что рядом со снимками претендентов на губернаторское кресло стоял и портрет Путина. В типографии это расценили как неуважение к власти. На вопрос редактора "Что у вас там - цензура?" последовал ответ - "Да, у нас цензура. Меняйте полосу, иначе газета не выйдет".
Начальник управления печати администрации Орловской области Владимир Афонин подтвердил, что про инцидент с "Молодым коммунаром" ему известно, и дал понять, что позицию печатников он одобряет.
4. Общественность Хабаровска взбудоражена передачей некоторых островов Китайской народной республике. В почтовых отделениях жители города самостоятельно собирают подписи под письмом к президенту РФ. Послание было составлено начальником почтового отделения N 9 города Хабаровска. Начавшись утром 20 октября, эта акция, по неофициальным подсчетам, уже собрала более 5 тысяч подписей. Официальные лица, хотя и прокомментировали ситуацию о передаче островов Китаю в эфире местной телекомпании, но все же запретили к выходу в эфир многие сюжеты, связанные с этой проблемой. Пока свободу СМИ от краевых и федеральных властей ощущают только печатные издания.
5. Следственно-оперативная группа по "делу Пуманэ" обеспокоена нагнетанием в СМИ обстановки вокруг расследования. "Представители следственно-оперативной группы высказали обеспокоенность нездоровым нагнетанием обстановки вокруг данного дела со стороны ряда СМИ, нередко сопровождающимся обнародованием недостоверной информации", - говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры Москвы по итогам совещания по "делу Пуманэ". "Все участники совещания предупреждены об ответственности за утечку информации по уголовному делу", - отмечается в сообщении. Вместе с тем, руководство прокуратуры потребовало своевременно и полно информировать граждан и заинтересованные ведомства о ходе расследования в той мере, в какой это не противоречит интересам следствия, говорится в документе.
В сообщении также отмечается, что в ближайшее время по "делу Пуманэ" будут "получены результаты ряда экспертиз, которые дадут следствию ответы на ряд вопросов". Участники совещания отметили, что данное преступление относится к категории сложных, так как оно совершено сотрудниками милиции, сообщает прокуратура столицы.
6. Сильный общественный резонанс в Пензе получило недавнее трагическое происшествие - покончил жизнь самоубийством двадцатилетний сирота Сергей Давыдов, оставивший предсмертное письмо, адресованное СМИ. В письме шла речь о том, каким мерам воздействия подвергался выпускник детского дома в Октябрьском РОВД. В письме также сообщалось, что сотрудники милиции склоняли юношу к даче признательных показаний в убийстве, которое он не совершал.
Телевизионная компания "Экспресс" дала в эфир комментарий представителя пресс-службы областного УВД Марины Тимохиной. Она заявила о том, что мальчик оказался слабым и неподготовленным к "жестким и серьезным разговорам с сотрудниками милиции". Эти слова вызвали общественный шок. Этот шок усилился после интервью с начальником УВД Пензенской области Александром Гуляковым в эфире телерадиокомпании "Наш дом". В этом интервью милицейский генерал признался в том, что иногда сотрудники правоохранительных органов "прибегают к мерам психологического воздействия к подозреваемым и свидетелям".
И вот результат работы журналистов. 18 октября в беседе с экспертом ЦЭЖ прокурор Октябрьского района Пензы Николай Шорохов пожаловался на не иссякающий интерес местных СМИ к трагическому событию. Он сказал даже о том, что, например, телекомпания "Экспресс" представила его собственный комментарий к расследованию трагических событий " в искаженном виде". Как конкретно исказили прокурорские слова телевизионщики, Николай Шорохов не пояснил, однако заметил, что СМИ "не должны давать никаких оценок самоубийства юноши, потому что еще не время".
7. Экспертам 124-й Ростовской лаборатории Минобороны РФ отныне запрещено самостоятельно комментировать прессе ход работ по опознанию жертв теракта в Беслане. Об этом 20 октября журналисту газеты "Время новостей" заявили сотрудники лаборатории, сославшись на приказ вышестоящего начальства. Теперь информацию о предварительных результатах экспертизы можно получить только во Владикавказе, у прокурора Игоря Ткачева, который непосредственно расследует захват заложников в Беслане.
До сих пор начальник 124-й лаборатории полковник Анатолий Волков довольно свободно общался с прессой по вопросам, касающимся его непосредственной компетенции: сроков опознания, процедуры исследования. При этом офицер всегда оговаривался, что его эксперты работают по поручению Генеральной прокуратуры, и по части вопросов разъяснения вправе давать только прокуроры. Однако теперь при любом упоминании Беслана сотрудники 124-й лаборатории сразу рекомендуют журналистам звонить во Владикавказ прокурору Ткачеву, либо запрашивать специальную санкцию на общение с ростовскими экспертами у Главного медицинского управления Минобороны РФ.
Символично, что как раз в течение последней недели в 124-й лаборатории одновременно перестали работать сразу оба городских телефонных номера. Теперь у прессы стало меньше возможностей беспокоить экспертов. Попасть в саму лабораторию, не договорившись о встрече предварительно по телефону, весьма затруднительно, требуется специальный пропуск.
III. Судебные преследования редакций, юридическое давление на прессу
1. 20 октября арбитражный суд Москвы удовлетворил иск "Альфа-банка" к Закрытому акционерному дому "Коммерсантъ. Издательский Дом". В иске содержалось требование об опровержении опубликованных ранее в газете "Коммерсантъ" сведений о проблемной ситуации, сложившейся в этом банке в июле нынешнего года. Суд также постановил взыскать с газеты 20,5 миллионов рублей в счет прямых убытков, понесенных банком. Суд постановил также взыскать с ответчика 300 миллионов рублей в счет "репутационного вреда" - сумму беспрецедентную в истории российского судопроизводства по делам такого рода.
По версии руководства банка, именно публикация в "Коммерсанте" от 7 июля спровоцировала отток вкладов: статья стала своеобразным "спусковым механизмом" для возникновения массовой паники и ажиотажа. По данным банка, только за 7 июля общая сумма вкладов в "Альфа-банке" уменьшилась на 1,49 миллиардов рублей. Всего же с 7 по 12 июля "Альфа-банк" потерял более 13 миллиардов рублей, в том числе вкладов на 6,03 миллиардов рублей.
В "Коммерсанте" утверждают, что ложных сведений статья не содержала, а публикация объективно отражала события, которые происходили в тот момент на банковском рынке. Издательский дом уже объявил о том, что обжалует решение Арбитражного суда.
"У нас не было никакой цели купить или разрушить газету", - заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" вице-президент Альфа-банка Александр Гафин в ответ на обвинения в том, что банк якобы хочет разорить или купить популярное качественное издание. Данный инцидент заставит учредителей "Коммерсанта" задуматься о том, что газета, которую они издают, несет на себе серьезный груз ответственности, считает банкир. Он подчеркивает, что судебное решение станет "неплохим прецедентом для всех остальных СМИ, которые должны отчетливо понимать, насколько весом и силен их голос в обществе и что каждое принятое ими решение должно быть оценено и сто раз измерено".
2. Известный журналист и руководитель телекомпании «Телевизионное агентство Урала» (ТАУ) Иннокентий Шеремет проиграл судебный процесс мэру Екатеринбурга и городской администрации. Суд Кировского района Екатеринбурга счел, что руководитель ТАУ, а также телеканал "Областное телевидение" (ОТВ) нарушили положения Гражданского кодекса РФ о неприкосновенности чести, достоинства и деловой репутации. Суд обязал директора ТАУ и руководителей ОТВ выступить в телеэфире с опровержением ранее высказанных измышлений, а также компенсировать мэру Екатеринбурга моральный ущерб.
Поводом для иска послужили четыре высказывания Иннокентия Шеремета, прозвучавшие в эфире ТАУ и ОТВ. Директор ТАУ публично и бездоказательно обвинил главу Екатеринбурга, а также сотрудников мэрии в противоправных действиях. Иннокентий Шеремет не смог предъявить суду доказательства своей правоты.
Председатель комитета по юридической работе Вячеслав Левин заявил, что в ходе судебного процесса истец не преследовал цели каким-либо образом "наказать" журналиста, ТАУ и ОТВ. Целью обращения в суд являлось желание прекратить беспрецедентную кампанию по травле главы Екатеринбурга, проводимую ТАУ и ОТВ в течение длительного периода времени, в том числе, на средства областного бюджета. Чиновник также отметил, что предъявленных исков в отношении Иннокентия Шеремета у главы Екатеринбурга насчитывается уже не один десяток.
Кроме того, добавил председатель комитета, мэр написал также заявление в органы милиции и прокуратуры о возбуждении против Иннокентия Шеремета уголовного дела по статье 129, часть 3 УК РФ («Клевета»), и по статье 130, часть 2 УК РФ («Оскорбление»).
Прокуратура Ленинского района вот уже больше года отказывается возбудить соответствующее уголовное дело, сказал Вячеслав Левин, хотя Ленинский районный суд дважды указывал прокуратуре на необоснованность и незаконность таких отказов. Последнее из этих решение принято судом 15 сентября.
3. Курганский городской суд удовлетворил иск мирового судьи Юлии Мельниковой к редакции областной газеты "Новый мир" и журналистке Наталье Барсуковой по защите чести, достоинства. Суд признал порочащими и несоответствующими действительности сведения, опубликованные в газете, и обязал издание компенсировать моральный вред.
Речь идет о публикациях в газете "Новый мир" весной и летом этого года - "Суд над Героем Советского Союза" и "Одни спасали честь ветерана, а другие - честь мундира". В материалах рассказывалось о черством отношении чиновников жилищно-коммунального хозяйства Кургана к Герою Советского Союза Федоту Елисееву. Одной из причин его смерти газета считает стресс, пережитый ветераном в результате судебной тяжбы. Эта тяжба была инициирована руководством коммунального муниципального предприятия "Восток" в связи с расчетами за услуги жилищно-коммунальных услуг, представляемых пенсионеру. Мировой судья Юлия Мельникова, не согласившись с оценкой своей роли и действий, высказанных в публикациях.
Городской суд удовлетворил иск Юлии Мельниковой, признав несоответствующими действительности ряд утверждений в газете, например, что "судья не знала закона о госпошлине…", или, что ветеран "четыре часа томился в ожидании своей очереди" и другие. Суд также обязал газету "Новый мир" опубликовать резолютивную часть судебного решения и выплатить Мельниковой 1000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
Комментарий правового эксперта ЦЭЖ Бориса Пантелеева к главе II.1
Вопрос о том, нужен ли сегодня «квалифицированный адвокат» Владикавказским журналистам для того, чтобы призвать к ответу местных чиновников, является, к сожалению, очень непростым.
Формально действия властей Владикавказа, которые в порыве чинопочитания изъяли практически весь тираж газеты "Экран Владикавказа" со статьей, содержащей критику в адрес президента Северной Осетии Александра Дзасохова, безусловно, являются цензурой. Эти действия явно противоречат статье 29 действующей Конституции России, которая, в частности гласит: “1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается”.
Особое значение для практики применения законодательства об ответственности за преследование за критику высокопоставленных лиц имеет Решение Европейского суда по делу «Лингенс против Австрии» от 8 июля
В своем решении Европейский суд признал перечисленные характеристики оценочными, указав при этом, что “с точки зрения суда, следует проводить тщательное различие между фактами и оценочными суждениями. Существование фактов может быть доказано, тогда как истинность оценочных суждений не всегда поддается доказыванию”. Суд также посчитал, что “пределы допустимой критики в отношении политиков как таковых шире, чем в отношении частного лица. В отличие от последнего первый должен проявлять большую степень терпимости к пристальному вниманию журналистов и всего общества к каждому его слову и действию”.
Все эти справедливые и логичные выводы формально обязательны к применению на территории Российской Федерации. Но трагическая проблема заключается в том, что мало кто сегодня знает, где именно находится тот российский суд, который готов услышать подобные доводы «квалифицированного адвоката» журналистов, а тем более, воспроизвести их в своём решении по делу.
Тип события |
Количество случаев |
Нападения на журналистов |
|
Погибшие журналисты |
|
Задержания и аресты журналистов |
|
Юридическое и судебное преследование журналистов |
1 – Москва 1 – Свердловская обл. 1 – Курганская обл. |
Иные формы давления на редакции и журналистов |
1 – Пензенская обл. 2 – Москва |
Ограничение доступа к информации |
1 – Тульская обл. 1 – Ростовская обл. 1 – Республика Северная Осетия 1 – Хабаровский край |
Пропавшие без вести |
|
Составитель бюллетеня – аналитик Центра экстремальной журналистики,
кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)