Выпьем пива... где же кружка?

Выпьем пива... где же кружка?

Трудно проверить утверждение поклонников пива о том, что кочевые племена Ближнего Востока научились делать его раньше, чем печь хлеб. Зато известно, что самому старому рецепту пивоварения 4300 лет до н. э., и записан он был на вавилонской клинописной табличке. Говорят, праведник Ной, спасший цивилизацию от гибели, пережидал Потоп, попивая пиво на горе Арарат. Интересно, что индейцы (инки), так и не сумевшие получить вино из десятков сортов окружавшего их винограда, начали изготавливать из кукурузы пиво намного раньше, чем в этих местах Колумба. В саму же Европу незадолго до новой эры рецепты пива привезли римляне, а несколько веков спустя король Брабанта по имени Гамбринус издал закон о передаче производства пива монастырям, войдя в историю, как святой покровитель пивоваров.

Первое пиво в Новом Свете появилось в Вирджинии в 1587 году, а первая пивоварня в Манхэттене (тогда Нью-Амстердаме) - в 1612. Шестьдесят лет спустя, студенты Гарварда получают возможность после лекций пить своё, университетское пиво благодаря заботе попечителей. В середине XIX века немецкие эмигранты Ангейзер-Буcк, Миллер и другие привозят в США пиво “лагер”. Уже в 1860-х годах здесь начинается его автоматический разлив и коммерческое охлаждение. В 1870 А. Буск первым строит вагоны-ледники, в которых перевозят пиво по всей стране, сделав “Будвайзер” общенациональной маркой. Cто лет спустя доля США в мировом производстве пива составила 20% .

О любви американских президентов к пиву сказано немало. В 1757году Д. Вашингтон записывает собственный рецепт его приготовления. Более того, он и Т. Джефферсон еще до начала борьбы за независимость открывают собственную пивоварню. В дневной рацион солдата революционной армии входила и кварта пива. В 1909 г другой президент, Т. Рузвельт, отправляясь в сафари в Африку, захватил с собой 500 галлонов любимого им напитка. Судя по статистике, именно США - самая пивная в мире страна, а не Германия, Бельгия или Чехия.

Но миллионам людей уже недостаточно просто пить пиво, окуная в его прохладу губы и усы. Им хочется употреблять для этого красивые бокалы и кружки, что удваивает удовольствие. Надо ли говорить, что пивная кружка – ровесница напитка? Глиняные, деревянные, они дороги нам как свидетели истории. Но есть и другие: удивительной красоты, покрытие глазурью и расписные, с узорными крышками, нам их доводилось видеть в музеях и магазинах подарков. За их оригиналами охотятся коллекционеры, у них своя интересная история.

Слово Stein, которым в каталогах называют пивные кружки, произошло от укороченного немецкого, означающего “пивной бокал, кувшин”. Но одна деталь отличает stein от привычной для нас кружки: её неотъемлемой частью является крышка. За этой деталью стоят любопытные исторические обстоятельства.

С 1340 по 1380 год в Европе свирепствовала чума, унесшая жизни 25 миллионов человек из разных стран. Но на этом напасти не кончились. В конце XV века сотни миллионов мух заполонили континент, разнося дизентерию и другие болезни. И вот магистраты больших городов Германии издали указы, обязующие жителей в целях соблюдения санитарии изготавливать крышки для пивных кружек и другой посуды. Похоже, первые steins появились уже в 1525 году. Вскоре новые законы и развитие техники, совпав, облагородили процесс питья. До этого кружки из дерева или пористой глины впитывали в себя пиво и со временем начинали дурно пахнуть, ухудшая вкус свежего напитка. Вскоре были изобретены новые обжиговые печи, в которых получилась непористая и гигиеничная глина stoneware. Её прочность и легкость при росписи привлекли внимание мастеров, освоивших к тому времени синий кобальт, пурпурную, шоколадную и золотистую глазурь. Вскоре производство кружек stein перешагнуло границы Германии. Их и пивные бутыли стали изготавливать для других стран. Cо временем мастера steins овладевают секретом получения фаянса, а поскольку немецкий кобальт и краски были лучше китайских, у кружек из Германии не остается достойных конкурентов в выпуске штучных уникальных экземпляров.

К концу XVII века в Европе формируется региональный стиль, по которому можно определить, где именно сделана та или иная кружка. В Скандинавии делают теплые по ощущению steins из дерева, включая крышки на деревянных петлях. Одно время важную роль в дизайне играла форма: скажем, кружки из Австрии и Богемии были широкими и массивными, а северные провинции Германии и Англия делали их глазурованными и стройными.

И хотя после жестких санитарных мер Германия стала чище, и крышки, спасавшие пиво от мух, уже были не нужны, Гильдия оловянщиков делала все возможное, чтобы закон продолжал действовать. Так что когда в XIX ( !) веке крышки отменили, они уже стали традицией и фактом дизайна.
Перемены в судьбе пивной кружки в XX веке были связаны с распадом монастырских пивоварен, славившихся своим пивом. На смену им пришли маленькие заводики, которые очень гордились чистотой своего пива, и заказывали стеклянную посуду: из тщеславия и в рекламных целях. Так появляются бокалы из стекла с гравировкой или эмалью, а классические steins уходят в тень. Очень немногим кружкам из олова со свинцом (pewter) удавалось выжить в этом стеклянном царстве. В середине XIX века возникает фирма “Виллерой и Бок”, основанная в Метлахе немецкими аристократами, вложившими деньги в производство и в классных мастеров. Воспользовавшись археологическим бумом и возрождением “историзма”, метлахцы создают яркие steins с сюжетами из мифологии и Ренессанса. Им удаются и глазуровка, и цветное литое стекло и любые жанры росписи и гравировки. Цены на ”метлах” взлетают, доходя до недельной зарплаты служащего за кружку, но любителей пива и красоты это не сдерживает.

Пробуждение интереса к античному миру вызывает цепную реакцию: в разных странах открывается ряд музеев истории и искусства; начинается коллекционирование кружек. Происходит осознание того, что они – не только факт этнографии, но и социально-культурный феномен.
Наряду с метлахскими, кружки с гравировкой и эмалью из венского фарфора, Мейсена и Капо дю-Монт украшают сегодня самые дорогие коллекции в мире. Большой интерес всегда вызывают работы американского“ Будвайзера”. В активах бельгийских и французских собирателей большие собрания старинных стаканов и кружек. И, конечно же, самым ходовым коллекционным материалом являются работы середины XIX начала XX веков.

Интересно, что копирование лучших образцов steins началось в 20-е годы прошлого века. Увы, учет копий велся не всегда, а некоторые из них сделаны так мастерски, что отличить их от оригинала непросто. Цены же на известные оригиналы растут, стимулируя появление новых подделок.
Собиратели пивных кружек живут по всему миру. Проезжая мимо старого пивзавода в Норт- Хэмптоне, Массачусетс, не забудьте заехать в небольшой ресторан Student Prince, в котором выставлена коллекция из двух тысяч редких steins, собранных хозяином. В Музее масонов в Финиксе, Аризона, кроме традиционной экспозиции, хранится собрание из тысячи двухсот кружек с масонскими символами, самая ранняя из которых относится к 1775 году. Другая кружка, принадлежащая масонской ложе Св. Андрея в Бостоне, была изготовлена по заказу и стоила в 1894 году 90 долларов, что эквивалентно сегодня цене в пять тысяч долларов.

Международная организация коллекционеров steins SCI объединяет собирателей из США и других стран. 38 лет она издает ежеквартальный журнал Prosit, где печатаются последние новости о находках, аукционах и выставках, о работах отдельных мастеров.

Жизнь никогда не перестает нас удивлять. И какой бы вид человеческой деятельности ты ни открыл для себя, не устаешь радоваться тому, как талант мастера способен поднять даже обыденные, вроде пивной кружки, вещи до уровня высокого таланта и ремесла.

Семен Бурда

 

Источник: «Русский базар»

Оценить статью
(0)