Сколько бы ни говорили о вреде курения, миллионы людей по своей природе, стилю жизни и ситуациям, в которых оказываются, зачастую обходиться без него попросту не могут. И то, что человечество в поисках утешения прибегало не только к молитвам и медитациям, но пило вино и курило травы, конечно, не случайность.
Привезенный в середине XIVI века в Европу, американский табак покорил монаршие дворы за Пиренеями и стал расти в королевских садах. Заимствованный французским посланником в Лиссабоне Ж. Никотом и привезенный в Париж, он удивляет своими противовоспалительными и успокоительными свойствами. Индейский ритуал вдыхать дым через камышовые и полые трубочки захватил европейцев и ввел в моду табакерки с “полезным для здоровья” нюхательным табаком. Труды же самого Никота по выращиванию и изучению табака были вознаграждены сполна хотя бы тем, что слово “никотин” вошло во все словари.
В конце XVI века англичанин У.Рэйли, как и многие до него, отправившийся в Новый Свет на поиски страны золота, наткнулся на другую золотоносную жилу – благородный виргинский табак. Так, на островах Альбиона оказалась большая коллекция индейских трубок, которые копировала Европа, улучшая и облагораживая их дизайн, пишет «Русский базар».
О губительных и благоприятных воздействиях табака написаны сотни трактатов. А курение различных трав и травок, вроде марихуаны и опиума, оценено не только медицинскими энциклопедиями, но и уголовными кодексами большинства цивилизованных стран. Наверное, те, кто курит на бегу и мимоходом, получают удовольствие нисколько не меньшее, чем те, для кого превращается курение превращается в ритуал.
Среди их одержимых ценителей трубок и сигар были такие разные люди, как выдающийся психоаналитик З. Фрейд, премьер-министр Англии У.Черчилль, президент США Д. Кеннеди. Попозировать с сигарой любят голливудские актеры, актрисы, манекенщицы. Женщина с сигарой, шутят они, выглядит сексуально. Настоящие поклонники сигар не случайно любят сопровождать курение застольной беседой и достойными напитками. Знаток не только угостит новичка стоящим экземпляром, но не преминет рассказать дилетанту-собеседнику, как изготавливают настоящую сигару.
Надобно знать, скажет он, что подобно пахнущей розе или принцессе-луковице, хорошая сигара состоит и сворачивается из нескольких слоев листьев, внутри которых “дышит” ее сердце - начиночный лист. От его длины и качества зависит многое. Чем длиннее внутренний лист сигары, тем более неизменным будет её вкус во время курения, вплоть до самого основания. Как правило, в классных сигарах число сортов внутренних листов может быть целых пять, и каждый из них, cловно инструмент камерного оркестра, вносит свой полутон в благоухающий сигарный аромат. Сердце сигары, подобно человеческому, окружено её плотью – связующим листом , и кожей – листом покровным. Главное, чтобы сорта всех составляющих представляли собой единую гамму.
Пока сигары были числом и ценой доступны немногим, ручная их выделка процветала. Коронованные особы, богатая богема и промышленники знали в них толк, и, пройдя через спады и подъёмы, курение дорогих сигар остается спутником и признаком социального успеха. Когда же в начале двадцатого века производителей сигар стали теснить сигаретные и папиросные фабриканты, у сигарных королей не осталось выбора, кроме как перейти на машинное производство с неизбежной потерей качества. И вот уже все чаще начинкой сигар становится короткий рубленый и спрессованный табачный лист, сопутствующий машинной скрутке и духу механизированных стандартов. Конечно, сигара, сделанная машиной, курится хуже: за счет низкой тяги температура сгорания табака у неё выше, а вкус - значительно грубее и острее. Да и внешний лист в новых сортах может быть просто спрессованной гомогенной смесью целлюлозы с табачной пылью. К тому же оказывается, что важен не только товарный вид оберточного листа: он дает до 50% вкусовых качеств сигары.
Человек, для которого курение сигар - еще и хобби, хорошо осведомлен о важности подбора аксессуаров к ним: у королевской сигары и свита должна быть соответствующая, независимо от того, дома находится её владелец или в дороге. Скажем, людям, приобретающим большое количество сделанных вручную сигар класса Upmann, Magnum-46, Romeo & Jullietta и других, необходимо хранить их в специаьных ящиках с микроклиматом – хьюмидорах, оснащенных увлажняющими или впитывающими влагу элементами и гигрометрами, чтобы сигары сохраняли свой вкус и не пересыхали. Существуют отделанные дорогими сортами дерева хьюмидоры на 300 сигар, и дорожные - на пять или десять. Уже не первый век в английском Шеффилде выпускают сигарные футляры, сделанные из смеси олова и свинца (pewter), а вот в Испании такие чехлы предпочитают делать из кожи. Кроме того, существуют целые наборы гильотинок и ножниц для отрезания кончика сигары, настольные зажигалки и сигарные пепельницы. Конечно, все рассказанное о сигарах не лишает любого из нас шанса приобщиться к их курению. В конце концов, есть привычки куда более разорительные. Так что решение курить или не курить - за вами, тем более, что выбор сигары определяется крепостью и личным вкусом. Из мягких сортов лучше всего выбрать доминиканские сигары Ashton, Casablanca и кубинские H.Upmann, из cредних – доминиканские Davidoff и кубинские – Punch и Romeo& Jullietta, вкус и сборка которых не изменялись за последние сто лет; из полукрепких хороши кубинские Montekristo или крепкие Bolivar.
Выбор сигары должен соизмеряться с габаритами курильщика и его стилем. И когда маленького роста актер Де Витто появляется на экране с огромной сигарой во рту, это всегда комично. Грамотный курильщик предпочтет сигару-толстуху, диаметр которой принято измерять в 64 долях дюйма. Самые толстые в мире сигары - доминиканские, Хосе Бенито Магнум ( 2,5 cм) самые длинные - Ройял Ямайка – 22,9 cм.
Кубинская фабрика “Партагас”, чьи сигары продавались еще в СССР, хранит экспонат длиной 127 сантиметров. Кубинцам, свернувшим табачного гиганта длиной в одиннадцать метров, принадлежит и рекорд Гиннесса..
Собирательство сигар давно стало частью фумофилии (от итальянского слова fumare – курить). Соединенные Штаты еще в первой четверти прошлого века гордившиеся частными коллекциями, сейчас уcтупили лидерство сотням поклонников из Испании, Голландии, Бельгии. Что касается аукционных распродаж редких кубинских сигар, то фирма Кристи в среднем зарабатывает на них полмиллиона фунтов стерлингов в год, продавая почти все лоты.Уровень цен на аукционе станет понятен, если сказать, что коробка “Черчилль –Партагас” 1973 года “ ушла” за 8 800 фунтов. И ряды покупателей не редеют.
Самые могущественные ценители сигар встречаются друг с другом в джентльменских клубах, обсуждая социальную погоду сегодняшнего дня, на которую некоторые из них способны повлиять.
Разговоры о вреде курения в подобных местах неуместны, а вместо комментария вам расскажут следующий анекдот. К немолодому человеку, стоящему у входа в небоскреб с сигарой в зубах, подошел противник курения и, выяснив, сколько тот за них платит и сколько лет курит, тут же сосчитал на калькуляторе, что если бы тот не курил, то на сэкономленные деньги мог бы купить половину этого здания. “А вы купили себе такое здание?” - спросил курящий. “Ну что вы” - ответил противник курения. “А я вот курил и продолжаю курить, - сказал человек, и все это здание - тоже моё”.
Шутки шутками, но если отвлечься от классового подхода, совсем не так уж плохо, отложив дела в сторону, посидеть в компании, за неторопливой беседой наслаждаясь ароматными кольцами дыма, или, покуривая, не спеша собраться с мыслями.
Семен Бурда