Политик, облеченный властью, может ограбить людей гораздо сильнее самого крутого мафиози. Об этом лишний раз свидетельствуют данные международной организации Transparency International.
Нелегальная империя одного из самых известных крестных отцов Америки - Аль Капоне приносила ему около $60 млн в год, но ежегодный "доход" бывшего президента Индонезии Мохамеда Сухарто составлял от $0,5 млрд до $1 млрд. А Павел Лазаренко за два года пребывания в должности премьер-министра Украины прибрал к рукам $114 - 200 млн.
В своем новом "Докладе о мировой коррупции" TI составила список 10 самых коррумпированных политиков последних десятилетий. Возглавил его Сухарто, присвоивший, по разным оценкам, $15 - 35 млрд. Первую пятерку, состоящую из "миллиардеров", замыкает бывший президент Югославии Слободан Милошевич, политики из второй пятерки грабили свой народ менее эффективно: их "активы" составили миллионы долларов, пишет Компромат.Ru .
При составлении списка эксперты TI анализировали информацию из СМИ и других открытых источников. Как сказал "Ведомостям" Миклош Маршал, директор TI по Европе и Средней Азии, рассматривались лишь руководители государств, покинувшие страну либо отстраненные от власти.
Российские политики в список не попали. "Но мы планируем расширять список, и у нас есть кандидаты из стран бывшего СССР, которые могут стать его фигурантами", - говорит Маршал.
По мнению председателя TI Петера Айгена, взяточничество и взяткодательство - "это преступление против человечности, об этом безоговорочно свидетельствует наследство в виде нищеты и отвращения, оставленное коррумпированными политиками".
Самый тяжелый урон коррупция наносит жителям развивающихся стран, которым особенно трудно заработать себе на достойную жизнь из-за низкого развития экономики. Так, Заир за 32 года правления Мобуту Сесе Секо получил $12 млрд. помощи, в основном от Всемирного банка. Большая часть этих денег исчезла, а в карманах Секо осело $5 млрд.
Между тем ВВП на душу населения в стране составляет всего $99. Объем награбленного Сани Абачей оценивается в сумму до $5 млрд. что составляет 10% годового дохода Нигерии от нефтедобычи за пять лет правления генерала. Из денег Абачи, осевших на счетах швейцарских и лондонских банков, в Нигерию пока удалось вернуть $825 млн.
В нынешнем докладе, посвященном политической коррупции, эксперты TI рассматривали не только банальное воровство и взяточничество, толкуя понятие политической коррупции чрезвычайно широко.
России досталось от экспертов за отсутствие равного доступа к СМИ для всех политических сил. "Если во время предвыборной кампании, как это было на президентских выборах в России, действующая власть использует телевидение, которое существует на деньги налогоплательщиков, для достижения своих целей, - это пример политической коррупции.
В США (хотя это тоже не идеал для подражания) президент должен привлекать деньги на свою кампанию, он не может использовать для этого госсредства: если он выступает по телевидению, он должен заплатить за это, как и оппозиция", - говорит Маршал.
Ситуация, подобная российской, наблюдается в Гватемале и Уругвае, а также в Италии, где премьер-министр Сильвио Берлускони и владеет частными телеканалами, и регулирует деятельность трех государственных.
Михаил Оверченко