Министерство транспорта Российской Федерации внесло на рассмотрение в правительство РФ доработанный с учетом замечаний федеральных органов исполнительной власти проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов".
Минтранс рассчитывает, что до конца года законопроект будет рассмотрен правительством и затем внесен в Госдуму.
Справка
В настоящее время сложилась ситуация, когда основная часть российских морских судов ходит под флагами других государств. Если в 1992 году под российским флагом в основных российских пароходствах находилось 800 судов общим дедвейтом 10,6 млн.т, то в 2004 году осталось всего 204 судна общим дедвейтом 2,7 млн.т.
За пять лет (в период с 1999 по 2003 годы) по заказу российских компаний на зарубежных верфях было построено 34 крупнотоннажных транспортных судна. Ни одно из них не было зарегистрировано под российским флагом. Это связано с тем, что в случае регистрации судов под российским флагом судовладельцу пришлось бы заплатить ввозной НДС и таможенную пошлину. В сумме это составляет около 25% от стоимости судна. В то время как зарубежные банки выдают кредиты на срок 7-9 лет под низкие проценты.
Для обеспечения возвратности своих вложений иностранные кредитные учреждения требуют регистрации новых судов в странах "удобного" флага, и российские судовладельцы вынуждены выполнять эти требования.
Для создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли и возврата судов под отечественный флаг требуется поддержка государства. Учитывая недостаток бюджетного финансирования на данном этапе, государство может стимулировать процесс обновления флота косвенными методами, основанными на современных беззатратных решениях. Одним из таких методов является создание Российского международного реестра судов.
Внесенный в правительство законопроект представляет собой набор изменений и дополнений, вносимых в действующие законодательные акты, а именно: в Кодекс торгового мореплавания, Налоговый кодекс и закон "О таможенном тарифе". Концепция этих изменений и дополнений предусматривает применение к судам, зарегистрированным в Российском международном реестре, особого налогового режима, аналогичного режимам, предоставляемым судовладельцам в зарубежных странах, в которых такие реестры уже существуют.
Режим льготного налогообложения для судов, зарегистрированных в Реестре, будет предусматривать уплату государственной пошлины за регистрацию судов в Реестре и продление срока действия этой регистрации, а также уплату единого социального налога.
Создание международного реестра судов в России будет способствовать решению следующих задач:
- привлечение под российскую регистрацию вновь строящихся российских судов, которые в настоящее время уходят под "удобные" флаги;
- привлечение под российскую регистрацию судов, принадлежащих российским судоходным компаниям и эксплуатирующихся в настоящее время под иностранными флагами;
- привлечение под российскую регистрацию иностранных судов, эксплуатация которых требует российского флага;
- оживление национального судостроительного и судоремонтного секторов и, как следствие, связанных с ними отраслей промышленности (металлургия, машиностроение и другие);
- получение дополнительных доходов в государственный бюджет от сборов за регистрацию судов в Реестре и налоговых поступлений с доходов моряков;
- усиление транспортной составляющей национальной безопасности и резерва обороноспособности страны;
- повышение авторитета торгового флота России в мировом судоходстве;
- создание дополнительных рабочих мест на судах и берегу;
- использование современной международной залоговой схемы финансирования строительства судов под российский флаг.
Принятие закона о Российском международном реестре позволит в перспективе увеличить состав российского флота до 750 судов суммарным дедвейтом 17,0 млн.тонн и общей стоимостью около 13 млрд. долл. без привлечения бюджетных средств. Расчеты показывают, что только судами, зарегистрированными в Российском международном реестре, может быть освоено 183,6 млн.т внешнеторговых грузов РФ, при этом стоимость фрахта, полученного российскими судовладельцами, может составить 2,3 млрд. долл.
Увеличение судов, зарегистрированных под российским флагом, позволит обеспечить стратегические каботажные перевозки в районы Крайнего Севера, которые, как известно, могут выполняться только судами под российским флагом.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации по результатам парламентских слушаний, состоявшихся 14 октября 2004 г., рекомендует Правительству Российской Федерации ускорить внесение на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов", а также при рассмотрении этого проекта считать его приоритетным, учитывая, что принятие указанного закона позволит комплексно и системно решить проблемы по повышению конкурентоспособности российского флота, в частности налоговые, финансовые и социальные вопросы.