"Эскадроны смерти" на страже закона?!

"Эскадроны смерти" на страже закона?!

"Эскадроны смерти" на страже закона?!

В Генеральной прокуратуре уже практически готов и вот-вот будет вынесен на рассмотрение Госдумы целый комплекс поправок к российскому "Закону об оперативно-розыскной деятельности". Все эти поправки, по сути, преследуют одну цель: защитить от уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов, которые являются так называемыми агентами внедрения. Их главная задача - стать бандитом... во имя торжества закона.

Для широкого круга читателей - яркий пример: в знаменитом фильме "Место встречи изменить нельзя" таким способом в банду внедряется Володя Шарапов. В реальной жизни могло случиться, что Шарапов идет вместе с бандитами "на дело", и там ему приходится убивать человека. Если он откажется - рассекретит себя и провалит операцию. А не откажется - тут же станет преступником со всеми вытекающими отсюда уголовно-наказуемыми последствиями. Вот эту-то правовую коллизию и пытается сейчас разрешить Генеральная прокуратура.

Поправки для "оборотней"

Разумеется, оргпреступность в современной России гораздо сильнее и изощреннее, чем во времена Жеглова и Шарапова. Она контролирует нашу экономику, прочно пустила корни в структурах власти. Конечно, в современные ОПГ тоже внедряются агенты правоохранительных органов. И, конечно же, их надо защищать. Но вот что пугает. Времена сейчас не те, и, самое главное, психология сотрудников правоохранительных органов тоже не та. Увы, кристально честные Шараповы ушли в безвозвратное прошлое. И нередко случается, что на их место приходят "оборотни в погонах" - бандиты, сексуальные маньяки и убийцы. В связи с этим возникает законный вопрос: не развяжет ли им еще больше руки дополнительная юридическая защита, пробиваемая Генеральной прокуратурой?

О жутких преступлениях, совершаемых сегодня сотрудниками милиции, можно говорить бесконечно. Широко известно, что милицейские ОПГ "крышуют" многие отрасли российского криминального бизнеса. Например, в конце минувшего лета в Москве отлавливали "оборотней" из столичного ГИБДД. Было проведено 18 обысков, задержаны несколько высокопоставленных милицейских чинов, изъято 23 ворованные иномарки. А в октябре нынешнего года в Подмосковье поймали "оборотней в погонах", сколотивших банду, промышлявшую грабежами на дорогах. Менты останавливали фуры, а дальше в действие вступали их подручные, обычные бандиты. По оперативным данным, на счету этой группировки сотни преступлений.

Как известно, в составе банды извергов, захвативших школу с Беслане, было несколько бывших сотрудников милиции. По неподтвержденной (по понятным причинам) информации, один из "оборотней" был внедрен в эту банду как агент, работающий под прикрытием. Видимо, он так вошел в роль, что стал не просто бандитом, а лидером крупного бандформирования. Другой ингушский милиционер, по данным Генпрокуратуры, помог бандитам беспрепятственно проникнуть на территорию Северной Осетии.

Убийство по "крайней необходимости"

С учетом тех поправок, которые сейчас готовит Генеральная прокуратура, теоретически все эти откровенные бандиты, носящие милицейские погоны, легко могут получить юридическую защиту, если им удастся доказать, что на самом деле они были "агентами внедрения".

По действующему законодательству, сотрудники милиции уже освобождены от административной ответственности: их нельзя штрафовать, забирать в вытрезвитель, наказывать за мелкие правонарушения. А теперь, если Госдума примет поправки к "Закону об оперативно-розыскной деятельности", милиционеры получат освобождение и от ответственности за тяжкие преступления. Полностью поправки еще не сформулированы, но, по нашим данным, там даже рассматривается вопрос об освобождении от ответственности за "убийство, совершенное в случае крайней необходимости". Хотя не совсем понятно, что такое "крайняя необходимость".

Например, петербуржцы до сих пор вздрагивают при одном упоминании о сексуальном маньяке, сержанте милиции Шувалове. Он работал в метро, задерживал за мелкие правонарушения молоденьких девушек. А потом заманивал их в безлюдные места, насиловал и убивал. Так вот, если поправки будут приняты в такой обтекаемой редакции, то подобные Шувалову маньяки в милицейской форме могут легко уйти от уголовной ответственности. Для этого им нужно иметь на руках всего две справки. Первая - что он "агент, работающий под прикрытием". И вторая - что погубленные им девочки могли способствовать его раскрытию и, таким образом, их убийство было продиктовано "крайней необходимостью". Конечно, это чисто гипотетический пример, но теоретически все так и может быть.

Кто будет заказывать музыку?

Еще один пример, гораздо более конкретный. Совсем недавно в нашем регионе, в Сибири, была раскрыта крупная банда фальшивомонетчиков, которую возглавлял... майор милиции. Кстати, в его доме, в подвале, и печатались фальшивые деньги. Майора и его сообщников арестовали, предстоит суд. Так вот, с точки зрения новых поправок, этот "предприниматель в погонах" вообще от уголовной ответственности должен быть освобожден. Потому что достаточно только его личного заявления, что он, мол, "внедрился в банду фальшивомонетчиков и возглавил ее с целью выявить каналы сбыта фальшивых денег". За такой "подвиг" его в принципе могут даже представить к государственной награде.

То есть, с нынешним уровнем правосознания и криминальных наклонностей наших сотрудников правоохранительных органов мы такими поправками можем вырастить настоящую "мафию оборотней под прикрытием". Причем настолько мощную и неуловимую, что по сравнению с ней все ныне действующие в России ОПГ покажутся просто детским садом. Кстати, в этом аспекте есть и еще один тревожный момент. Как известно, убийцей премьер-министра России Столыпина был агент жандармского управления Дмитрий Багров, работавший под прикрытием. Билет в киевскую оперу, где и был убит Столыпин, ему выдало само жандармское управление. Конечно, не для убийства премьер-министра, но Багров распорядился им по-своему.

То же самое может повториться и в современной России. Агенты внедрения, находящиеся под юридической защитой закона, очень быстро могут стать суперкиллерами, а их жертвами - государственные мужи из самых высших эшелонов власти. Созданные агентами-"оборотнями" ОПГ будут вообще недоступны для правоохранительных органов и начнут жить самостоятельно, перекраивая на свой лад внутреннюю и внешнюю российскую политику.

Если их лидеры и будут с кем-то советоваться, то только со своими кураторами из силовых структур. А там ведь тоже есть люди со своими собственными политическими амбициями. Таким образом, деятельность наших правоохранительных органов будет вообще неподконтрольна государству. Более того, лидеры таких "эскадронов смерти" сами начнут управлять Россией.

«Сегодняшняя газета»

Оценить статью
(0)