«До радикальных решений, которые бы изменили ситуацию с малым бизнесом в стране, пока что дело не дошло».

«До радикальных решений, которые бы изменили ситуацию с малым бизнесом в стране, пока что дело не дошло».

На прошлой неделе в Москве состоялось заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ, где рассматривались проблемы развития малого бизнеса в стране. Выступая на заседании, многие участники – представители правительства, региональных органов власти, объединений и предприятий малого бизнеса склонялись к одному – возможности для экономического роста за счет крупного бизнеса в России исчерпаны, удвоение ВВП без развития малого и среднего бизнеса (цитата главы Минэкономразвития Германа Грефа) в нашей стране невозможно.

         Однако есть ли в стране, задушенной административными барьерами, налогами, коррупцией на всех уровнях, реальные возможности для того, чтобы малый бизнес встал на ноги? И касаются ли его перипетии борьбы с отдельными представителями бизнеса крупного? Пример ЮКОСа, как образец неправильного выстраивания отношений бизнеса с властью, у всех на виду.

Что изменилось за месяцы, прошедшие с момента создания Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ, действующая ли это структура? Как изменились за это время отношения между властью и малым бизнесом?

Эти вопросы МиК задал Дине Крыловой, члену Правления и руководителю Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРЫ России»:

 

- Работа Совета по конкурентоспособности, и особенно той рабочей группы, которую возглавляет президент «ОПОРЫ» Сергей Борисов и Игорь Артемьев, руководитель Федеральной Антимонопольной Службы, очень плодотворная. Сложилась деловая рабочая обстановка, причем деятельность «ОПОРЫ» в данной рабочей группе не ограничивается консультациями исключительно с этим ведомством.

Мы также активно взаимодействуем и с Минэкономразвития, и с аппаратом правительства. То есть, все время идет поиск решения. Какие-то наши предложения не всегда сразу встречают понимание, мы разъясняем свою позицию, на чем-то настаиваем, в чем-то уступаем, когда нам объясняют, что логика процессов – она такова, и мы не всегда в нее вписываемся.

Мы советуемся и с Экспертным управлением администрации президента, - там люди очень компетентные в интересующих нас вопросах: это, прежде всего, Аркадий Дворкович, и занимающаяся, в том числе и малым бизнесом Ирина Аникина. Они действительно очень хорошо понимают суть проблем и реагируют на все выдвигаемые нами предложения.

Что касается взаимодействия с Государственной Думой, то с Валерием Драгановым, председателем комитета по экономической политике, у нас тоже есть взаимопонимание. Также мы активно участвуем в деятельности Экспертного совета при комитете по экономической политике Государственной Думы, который возглавляет его зампред, Елена Панина. С Советом Федерации также сложилась плодотворная работа на  базе Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Миронове.

То есть, что касается наших вопросов, то мы встречаем понимание на самых разных уровнях, но, к сожалению, до радикальных решений, которые бы изменили ситуацию с малым бизнесом в стране, пока что дело не дошло. Но мы очень надеемся, что по тем поручениям, которые даны по итогам последнего заседания Совета по конкурентоспособности, все-таки будут разработаны основы государственной политики в области малого предпринимательства и будут даны преференции самозанятому населению, для того, чтобы обеспечить вхождение наиболее экономической активной части граждан в предпринимательство, начиная с первых ступеней.

Что касается ситуации с ЮКОСом, то говорить, что объективно изменились вся ситуация в отношениях государства с крупным бизнесом мы, наверно, не можем.  Мне кажется, что в этом случае, наряду с объективными причинами, главную роль все же играет очень серьезный субъективный фактор. Это некий прецедент, который, на мой взгляд, носит частный характер, но сама по себе возможность существования такого прецедента и таких субъективных факторов, возможность таким образом обращаться с одной из крупнейших российских компаний, на мой взгляд, портит имидж власти и инвестиционный климат. Ущерб от этого намного выше любых декларируемых плюсов.

 

- С 1 января социально-экономическая ситуация в стране может измениться. Стартует монетизация льгот. Малый бизнес это затронет?

 

 Малый бизнес имеет малое отношение ко всему этому. Это его не очень сильно затрагивает. Принцип понятен и те цели реформы, которые декларировались – тоже. И они имеют право на существование.

Другое дело, что мы знаем, что бюджетная дисциплина у нас хромает, особенно в регионах, и просто нет уверенности в том, что всегда будут находиться средства на эту самую монетизацию.

 

 

Оценить статью
(0)