Ситуация на Северном Кавказе остается напряженной и нового обострения можно ожидать уже в марте следующего года, или поздней весной. Такое мнение высказал 8 декабря на пресс-конференции в Москве эксперт московского Центра Карнеги, профессор МГИМО МИД РФ Алексей Малашенко. Политолог считает, что у Северного Кавказа в контексте проводимой Кремлем политической реформы и затянувшегося на неопределенно долгое время чеченского урегулирования вырисовывается довольно туманное будущее.
Говоря о вероятности вызова Кремлю со стороны правящих элит республик Северного Кавказа, А.Малашенко усомнился в том, что на такой резкий шаг способны нынешние первые лица северокавказской политики. По словам эксперта, большинство представителей местной верхушки - это «либо слабые, либо назначенные Кремлем, либо просто скомпрометировавшие себя политики». К таковым политолог отнес президента Северной Осетии Александра Дзасохова, президента Ингушетии Мурата Зязикова, президента Чеченской республики Аллу Алханова и президента Карачаево-Черкесии Мустафу Бадыева.
По словам эксперта, «озадачить Кремль» могли бы известный своей независимостью Руслан Аушев, а также решительный и честолюбивый Рамзан Кадыров, а на сегодня это фигуры не самые публичные.
А.Малашенко дал двойственную оценку тому, как воспримут на Северном Кавказе президентскую инициативу о назначении губернаторов. С одной стороны, политолог указал на то, что назначенцы не пользуются в республиках должным авторитетом. С другой стороны, по его словам, в регионе широко распространено мнение, что «человек из Москвы», стоящий вне местных межклановых противоречий, мог бы управлять республиками более эффективно.
В качестве примера А.Малашенко привел пример Чечни, где в мае-июле этого года идея о том, что «неплохо бы из Москвы прислать хорошего русского генерала», была очень популярна.
Также политолог сослался на реакцию местного общественного мнения на идею об укрупнении регионов. По его словам, если еще два с половиной года назад население Чечни и Ингушетии негативно расценивало идею о слиянии республик, то теперь ситуация изменилась в обратном направлении.
- В стратегическом плане укрупнение регионов может быть позитивным, уж больно дробная у нас федерация. Укрупнение – это магистральный путь развития, - сказал А.Малашенко.
Говоря о последствиях бесланской трагедии для стабильности в регионе, эксперт заметил, что взрыв, которого ожидали на Северном Кавказе, но которого не произошло, просто отложен. По его мнению, те силы, которые пытаются вовлечь весь регион в междоусобную войну, на сей раз не сумели этого сделать, но подтолкнули ситуацию в нужном им направлении.
- Россия живет и будет жить в условиях ожидания более или менее большого взрыва на этой территории, - уверен А.Малашенко.
Говоря о мерах, нужных для стабилизации обстановки в регионе, политолог высоко оценил деятельность Дмитрия Козака на посту полпреда президента в ЮФО. Эксперт счел возможным сказать о положительном воздействии «фактора Козака» на решение местных проблем.
По мнению А.Малашенко, решение политических проблем должно быть подкреплено экономической стабилизацией. И здесь эксперт озвучил идею реализации своеобразного «плана Маршалла для Северного Кавказа». Политолог полагает, что привлечение средств западных стран для осуществления обширной образовательной программы может произвести очень благоприятный эффект на обстановку в регионе.
Завершил свое выступления А.Малашенко размышлениями о сроках разрешения чеченского конфликта. Он уверен, что ситуацию нельзя кардинально исправить ни военным путем, ни проведением переговоров с масхадовцами. Политолог привел слова Ахмада Кадырова накануне его убийства о том, что вооруженное противостояние будет продолжаться еще 20 лет.
- Чеченское сопротивление после 1917 года удалось подавить только в мае 1940-го, - добавил эксперт.