Экологи обратились с открытым письмом к президенту России, в котором изложили меры по совершенствованию государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий.
Лидеры ведущих общественных природоохранных организаций России озвучили это обращение 9 декабря на пресс-конференции в Москве. В письме говорится о том, что в этой сфере управления российской системой природных заповедников и национальных парков сложилась опасная ситуация, и она требует скорейшего решения. Экологи предлагают создать специализированное Федеральное агентство по особо охраняемым природным территориям (ООПТ), которое смогло бы эффективно управлять природоохранными зонами страны.
В соответствии с законом РФ заповедники и национальные парки имеют статус федеральных государственных учреждений, реализующих поставленные задачи в области охраны природы, научных исследований и экологического просвещения. Начиная с лета 2004 года, вопрос об осуществлении государственного управления в данной сфере фактически остается нерешенным, - отмечают экологи. По сути, эта огромная система осталась бесхозной.
В ходе административной реформы 2004 г. была проведена кардинальная реструктуризация федеральных органов исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Как заявляют представители природоохранных организаций, ряд функций по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области охраны окружающей среды оказался не закрепленным ни за одним министерством или ведомством, что вступает в противоречие с действующим законодательством.
В первую очередь, речь идет о реализации программ по оздоровлению окружающей среды. Управление особо охраняемыми природными территориями оказалось закрепленным за контрольными органами в ведении министерств, что противоречит идеологии проводимой административной реформы, управленческие и правовые особенности которой закреплены в указах президента РФ, - говорится в обращении.
Федеральные ООПТ - это 100 государственных природных заповедников, 35 национальных парков и 68 федеральных заказников, которые в сумме занимают около 3% территории России. Управление этим комплексом - это управление национальным природным достоянием и наследием России. Фактически - это управление федеральной собственностью Российской Федерации, включая в себя осуществление природоохранной, научной, образовательной, эколого-просветительской, рекреационной и другой деятельности, то есть, в том числе, и того, что относится к оказанию законодательно закрепленных государственных услуг в области охраны окружающей среды.
Экологи обращают внимание главы государства на вековой опыт эффективного управления общенациональными системами природных резерватов во многих странах мира. В США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и других государствах, снискавших мировую известность своей природоохранной деятельностью, управление национальными парками возлагается на специализированные государственные службы (Служба национальных парков США, Служба национальных парков Канады, Служба национальных парков ЮАР и др.) - аналоги современных федеральных агентств в России.
Эти службы обладают юридической обособленностью и управленческой самостоятельностью, имеют достаточное число специалистов для эффективного выполнения функций, обеспечивающих деятельность национальных парков, реализацию системной и финансовой политики, информационное обеспечение и управление общенациональными особо охраняемыми природными территориями. В их структуре предусмотрены специальные центры, занятые обучением штатных работников заповедников, а также методическими и научными разработками.
Эта практика является общепризнанной в мире, отмечают экологи. По их мнению, реализация успешной и апробированной во многих государствах мира управленческой модели позволяет значительно повысить эффективность государственного управления в области охраны природы.
Под обращением к президенту РФ подписались:
Баришпол И.Ф. – Председатель президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны природы.
Забелин С.И. - Сопредседатель Международного социально-экологического союза, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию гражданского общества и правам человека.
Шварц Е. А. - Директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России.
Блоков И. П. - Координатор кампаний Гринпис России.
Данилина Н. Р. - Директор эколого-просветительского центра "Заповедники".
Зименко А. В. - Генеральный директор Центра охраны дикой природы.
На мероприятии был распространен материал, в котором излагаются озабоченности российских экологов текущим состоянием дел в сфере ООПТ. Мы приводим его полностью:
- Что происходит с ООПТ, или почему мы вынуждены снова бить тревогу?
В последнее время участились случаи попыток незаконного изъятия территорий заповедников и национальных парков, или вовлечение их территорий в интенсивную хозяйственную деятельность.
Так, правительство Кабардино-Балкарской республики в течение последних нескольких лет (последний раз - летом 2004 года) выходило с инициативой об изменении границ и сокращении площади территории национального парка с 100 тыс. га до 30 тыс. га. На изъятых территориях предполагается создание горнолыжного комплекса. В настоящее время решением Верховного Суда Российской Федерации по иску неправительственных организаций данное постановление признано незаконным и недействующим в части изъятия земель заповедника.
7 сентября 2004 года правительство Республики Калмыкия издает постановление № 267 лаконичного содержания: «В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством республиканских актов. Правительство Республики Калмыкия постановляет: Признать утратившим силу постановление Совета Министров Калмыцкой АССР - Хальмг Тангч от 9 декабря 1992 г. № 338 «Об утверждении границ заповедника «Черные земли» и Положения об охранной зоне». Предполагается девальвировать режим охранной зоны заповедника, главным образом сняв ключевой запрет - на производство охоты на данной территории.
На территории национального парка «Башкирия» практически закончено незаконное строительство Юмагузинского водохранилища. Помимо ущерба уникальным природным комплексам, причиненного строительством, уже сейчас имеются случаи просачивания воды из Юмагузинского водохранилища в соседнее Нугушское, резко ухудшилось качество воды в колодцах окрестных деревень. Руководство Республики Башкортостан уже второй год апеллирует к федеральным инстанциям, в том числе, к президенту России, настаивая на изъятии из состава Южно-Уральского заповедника 20 тыс. га территории в районе горы Малый Ямантау, представленной, в основном, ценными лесными массивами. На этой территории предлагается создать горнолыжный курорт.
До настоящего времени эти предложения отклонялись МПР России как противоречащие действующему законодательству. Руководство Республики Башкортостан также пытается добиться изъятия части территории Башкирского государственного природного заповедника для организации там добычи редкоземельных металлов.
К сожалению, и правительство Российской Федерации в последние годы принимало незаконные решения об изъятии территорий заповедников и национальных парков или вовлечении их в хозяйственный оборот. Так, распоряжением правительства Российской Федерации от 27 февраля 2003 № 238-р определены земельные участки Сочинского национального парка, которые могут быть переданы в аренду для создания туристско-спортивного горно-климатического комплекса "Красная Поляна".
Однако, из приложения к данному распоряжению следует, что к таким участкам относятся земли Кавказского государственного природного биосферного заповедника, а также часть заповедной зоны Сочинского национального парка, в которой согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» запрещена любая хозяйственная деятельность. В настоящее время, по заявлению неправительственных организаций прокуратурой Краснодарского края данное распоряжение признано противоречащим законодательству, но пока не отменено.