Идут за богатыми, но в порядке общей очереди

Идут за богатыми, но в порядке общей очереди

Традиционный опрос бизнесменов, проведенный с 15 по 23 ноября среди 123 руководителей и топ-менеджеров российских предприятий в рамках проекта по исследованию деловой активности, посвящен двум проблемам - началу массовых налоговых проверок нефтяных компаний и предложениям антимонопольной службы (ФАС) по ужесточению персональной ответственности управленцев, нарушающих закон о конкуренции.

Налоговые проверки нефтяных компаний стали одной из проблем, особо волнующих в последнее время как предпринимателей, так и общественность. Напомним, что, начаты они были, в частности, в связи с тем, что истекает крайний срок, когда можно проверить отчетность компаний за 2001 г. То есть за тот год, когда еще действовали налоговые льготы для закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Беспокойство предпринимателей понять можно: уже объявлено, что до конца года ФАС должна завершить 42 выездных проверки. И, согласно попавшим в СМИ сведениям, затронут они ТНК, 'Сибнефть', 'Роснефть', 'Славнефть' и 'Татнефть'. Естественно возникает вопрос: что означает намерение государства провести столь масштабную ревизию? Не продолжение ли это дела 'ЮКОСа' в более массовом порядке?

На прошедшем недавно съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Президент РФ Владимир Путин попытался успокоить его участников, сказав, что честному бизнесмену бояться нечего. И что расследование крупных дел в сфере предпринимательства, включая налоговые, не должно и не будет рассматриваться как сигнал в каждом вновь создаваемом предприятии искать угрозу государственным интересам.

Идеи антимонопольной службы вызвали в среде менеджеров и руководителей единодушное неприятие. А расклад ответов на первый вопрос сразу же продемонстрировал, на чьей стороне большинство бизнесменов - скорее на стороне проверяемых компаний: 73,2 % респондентов охарактеризовали акцию налоговиков фразой 'наконец руки дошли'.

В то же время только 17,9 % участников опроса полагают, что проверки налоговых компаний осуществляются в соответствии с заранее принятым планом. Это говорит о том, что граждане не верят в наличие у властей четкой и продуманной стратегии. Но и в меркантильности власть обвиняют немногие: лишь 7,3 % считают, что готовится передел собственности в нефтяной сфере, и всего 1,6 % - что просто-напросто бюджету потребовались деньги.
Мнения относительно причин выбора нефтяников в качестве объекта интереса налоговиков разделились. Почти половина опрошенных (или 47,2 %) относит нефтяников к самым богатым россиянам - значит, с них есть что взять. В 1,6 раза меньше респондентов (или 28,5 %) верят в прозрачность потоков нефтяной отрасли - значит, теоретически у нефтяников есть возможность уходить от налогов и налоговики действительно имеют основания полагать, что смогут что-нибудь обнаружить.

Треть (или 33,3 %) разделяет точку зрения, что власти решили пойти по пути оптимизации собственных усилий и найти применение уже отработанным на 'ЮКОСе' схемам проверок. При этом один из респондентов высказал весьма оригинальную версию: проверка нефтяных компаний затеяна 'для маскировки действий против 'ЮКОСа' с целью показать, что перед законом все равны'.

Итак, участники опроса рассматривают налоговые претензии к нефтяникам как в целом укладывающиеся в общую политику государства по ужесточению фискального режима и полагают, что на очереди - налоговые проверки наиболее богатых предприятий других экспортно-ориентированных топливных и сырьевых отраслей. А заодно большой, монополизированной и непонятной (читай - закрытой) электроэнергетики.
Также налоговые службы с большой степенью вероятности заинтересуются компаниями связи и телекоммуникаций, финансового сектора и строительства. А вот к компаниям обрабатывающего сектора промышленности, к сфере профессиональных услуг и сервиса, по мнению респондентов, налоговики интереса не проявят.

Теперь несколько слов в связи с предложениями ФАС по ужесточению персональной ответственности менеджеров и членов советов директоров за нарушение антимонопольного законодательства, которые позволят суду отлучать их от должности за недобросовестную конкуренцию.
Как и следовало ожидать, абсолютное большинство участников опроса восприняло их негативно и не видит никакого смысла, ибо у государства и так достаточно механизмов воздействия на неугодных ему руководителей бизнеса. И только незначительная часть (или 8,4 %) опрошенных поддерживает предложения ФАС, считая ужесточения в данной сфере актуальными.
Более того, больше половины (или 58,3 %) имеют мнение, что норма о дисквалификации за недобросовестную конкуренцию даже в случае принятия останется 'мертвой', а треть (или 33,3 %) - что властям лучше было бы сосредоточиться на реализации действующих с июля 2002 г. нормативов Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Бизнесмены не только не поддерживают стремление властей к подобным нововведениям, но и не верят в объективность при реализации уже действующих норм. Большинство (или 60,9 %) респондентов опасается возникновения волны обвинений менеджеров и считает, что государство готовит себе дополнительный инструмент контроля над бизнесом.
По мнению части опрошенных руководителей, будет даже несколько показательных процессов над топ-менеджерами, которые выиграет государство. Однако достаточно сильна и вера в профессионализм юристов, уже набивших руку в противодействии антимонопольным службам в судебных тяжбах (39,1 % участников опроса).

Оценивая последствия преследования властями отдельных личностей для бизнеса в целом, большинство (или 63,6 %) опрошенных склоняется к тому, что они будут минимальными: даже если сменится управленец, бизнес продолжит жить по прежним правилам.

При этом пятая часть респондентов уверена, что новая норма просто будет использоваться в борьбе за собственность, а дисквалификация топ-менеджера компании приведет исключительно к ее переделу, так как станет результатом столкновения интересов различных групп собственников.
И всего лишь небольшая часть участников опроса разделяет точку зрения, что дисквалификация руководителя будет иметь трагические последствия для компании: как минимум, в краткосрочной перспективе (от полугода до двух лет) компания потеряет управляемость и свои позиции на рынке.

 

«Социология»

Оценить статью
(0)