«Губит людей не пиво», – подумал президент, и наложил вето на законопроект о запрете употребления пива на улице и в других общественных местах, не предназначенных для этого. И это, несмотря на то, что вопрос казался уже решенным после принятия законопроекта Думой и его одобрения Советом Федерации.
В конце прошлого года любители янтарного напитка уже начали обратный отсчет дням, пока пиво еще можно было безнаказанно выпить в парке на скамеечке, на остановке или просто на улице на ходу. Но счетчик остановился – глава государства закон не подписал, посчитав его недостаточно проработанным, и тем самым разрешил россиянам и дальше пить пиво на улице.
В конце декабря 2004 года, когда о президентском запрете никто и не огадывался, исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел всероссийский опрос в целях выяснить отношение россиян к запрету «уличного» распития пива. Всего было опрошено 1500 человек в 100 городах и населенных пунктах России.
Респондентам был задан вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что Государственная Дума приняла закон о запрете употребления пива на улице и в других общественных местах?».
Ответы на него распределились следующим образом:
Итак, согласно результатам исследования, 80% опрошенных в той или иной степени поддерживают закон о запрете употребления пива в общественных местах. А 16% респондентов ответили, что закон им не по душе. 4% участников опроса затруднились ответить.
При этом самые ярые сторонники запрета уличного употребления пива проживают в Северо-Западном федеральном округе. Там запрещающий закон поддерживают 85% респондентов. Наименее активно закон поддерживают участники опроса в Сибирском регионе – 76%.
распределение в зависимости от федерального округа, %
|
Центральный |
Северо-Западный |
Южный |
Приволжский |
Уральский |
Сибирский |
Дальневос-точный |
Всего по России |
Положительно |
47 |
41 |
52 |
58 |
55 |
53 |
46 |
51 |
Скорее положительно |
31 |
44 |
29 |
22 |
26 |
23 |
39 |
29 |
Скорее отрицательно |
14 |
5 |
12 |
8 |
10 |
14 |
4 |
10 |
Отрицательно |
5 |
8 |
3 |
6 |
8 |
8 |
11 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
3 |
5 |
6 |
1 |
2 |
0 |
4 |
Более других респондентов люди, пьющие пиво на улице, раздражают жителей небольших городов с населением менее 100 тысяч человек. В этой категории закон поддерживают 89% опрошенных. А вот среди жителей мегаполисов закон ободряют 72%. Таблица распределений в зависимости от возраста показывает, что чем старше респонденты, тем больше среди них тех, кто одобряет закон. Так, в молодежной среде его поддерживают в общей сложности 71% опрошенных, а среди пенсионеров – 84%.
В сентябре 2004 года, когда вступил в силу закон об ограничении рекламы пива на телевидении, ROMIR Monitoring также спрашивал у россиян об их отношении к запрету на показ рекламы этого напитка в дневные часы. В опросе тогда также приняли участие 1500 человек в 100 городах и населенных пунктах России.
Респондентам был задан вопрос: «Как Вы относитесь к положению Закона об ограничении реклама пива, которое запрещает показывать по телевидению рекламу пива с 7 утра до 22 часов вечера?»
Ответы на него распределились следующим образом:
Свое одобрение в той или иной степени тогда высказали 68% опрошенных. 22% респондентов сказали, что им это безразлично. 6% участников опроса ответили, что подобного ограничение не одобряют. Ничего об этом не знали 3% респондентов.
Причем наибольшее одобрение рекламно-ограничительный закон вызвал у жителей Уральского федерального округа (80%) и на Дальнем Востоке (74%). А наибольшее число безразличных обнаружилось на северо-западе и на юге страны – по 25% респондентов в каждом регионе.
распределение в зависимости от федерального округа, %
|
Центральный |
Северо-Западный |
Южный |
Приволжский |
Уральский |
Сибирский |
Дальневос-точный |
Всего по России |
Полностью одобряю |
53 |
49 |
33 |
52 |
58 |
48 |
63 |
50 |
Скорее одобряю |
15 |
16 |
31 |
11 |
22 |
20 |
11 |
18 |
Мне это безразлично |
22 |
25 |
25 |
22 |
14 |
22 |
19 |
22 |
Скорее не одобряю |
3 |
6 |
3 |
4 |
1 |
4 |
0 |
3 |
Полностью не одобряю |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
1 |
2 |
3 |
Ничего об этом не знаю |
2 |
0 |
3 |
4 |
3 |
5 |
1 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
2 |
2 |
3 |
0 |
0 |
4 |
1 |
Ограничение рекламы пива на ТВ в наибольшей степени поддержали жители городов с населением от 100 до 500 тысяч человек – 72%. А безразличие высказали 26% респондентов из сельской местности.
В таблице распределений в зависимости от возраста респондентов наблюдалась та же закономерность, что и при подсчете результатов опроса по поводу запрета уличного употребления пива. Так, в молодежной среде закон об ограничении рекламы пива поддержали 51% респондентов, а в категории от 60 лет и старше таковых оказалось уже 77%.