Чудо чайного листа

  В этой статье речь главным образом пойдет о чайной церемонии. Кто-нибудь, наверное, подумает, что это скорее область культурологи и философии. И, скорее всего так и есть. Но в этом действе одна из граней имеет непосредственное отношение к предмету наших интересов. Я говорю об экологии сознания.

За окнами зима, и сквозь бамбуковые жалюзи видно снег. В последнюю январскую неделю морозит: -5. А в чайной комнате тепло, и пастельные тона стен лишь усиливают это ощущение.

Здесь почти нет мебели, лишь столик для посуды и ваза с сухими ветками на полу.

Хозяйка чайной комнаты, почтенная Юнико, неторопливо приносит утварь для чаепития своей единственной гостье Нанами. Её движения короткие и четкие, в них нет суетливости. Один за другим около толстого чайника на полу собираются чаши, подставки, блюдца, черпачок. Принеся сладости, она кланяется гостье: «Сладости, пожалуйста». Нанами кланяется и благодарит хозяйку, но к сладостям не прикасается. И Юнико продолжает свои приготовления к чайной церемонии.

 

Правильные взгляды

В Японию чайная церемония была привнесена из Китая. Именно там еще в 2737 году до н.э. начали заваривать чай. Открытие чая приписывают китайскому императору Шэнь Нуну. Как гласит легенда, во время своих путешествий он пил только кипяченую воду. Однажды, с чайного куста в его кружку с кипятком упало несколько листьев, от чего напиток приобрел золотисто-желтый цвет и приятный вкус. Утолив жажду, император ощутил прилив бодрости и сил, а посему решил и впредь довольствоваться этим чудесным напитком.

Нам не дано проверить истинность этой легенды, однако, именно с того времени чай стали специально выращивать в Буддистских монастырях, учились заваривать, познавали свойства чайного листа. Там же чаепитие приобрело некоторую сакральность.

Почти через две тысячи лет чай и традиция чаепития попала в Японию. Здесь же она сохранилась в древнекитайском варианте. В Китае традиция, в своем первоначальном варианте была утеряна после монгольского нашествия.

Японцы сумели не только сохранить, но и культурно обогатить иноземную церемонию. Заваривание чая постепенно становится искусством, которому обучаются не один десяток лет. Как правило, традиция чайной церемонии передавалась от старшего поколения младшему, таким образом, появлялись чайные династии. Сегодня чайные мастера – уважаемые люди, и принимать чайного мастера в 15-16 поколении большая честь, если не мечта всей жизни.

В чайнике без носика кипятится вода из горного источника. Вода для приготовления чая должна быть особой – водой спустившейся с гор. Способной раствориться в чае, наполниться им.

Нанами любуется глиняным толстопузом, сделанным, как и вся остальная утварь непревзойденным мастером Уролэнкэ. Это теперь он великий, а, кажется, еще недавно Уролэнкэ только учился мастерству чаепития. Наконец хозяйка берет голубую чайную чашу с причудливым орнаментом и протирает ее полотенцем.

 

Правильные намерения

Чайную церемонию нельзя назвать однозначно мужской традицией. Она была сформирована в буддийских монастырях, и стоит помнить о существовании как мужских, так и женских монастырей. Вообще в современной Японии, чай готовит тот, кто умеет это делать, ведь в первую очередь чайное действо – это искусство.

Стать чайным мастером, как, впрочем, и мастером в любом роде деятельности непросто. Чайный мастер соединяет в себе многие умения и навыки. Можно начать с того, что этот человек должен обладать хорошей физической формой. Уметь настроить гостя или гостей на нужный лад. Умения правильно сосредотачиваться, контролировать себя, свои эмоции и поступки – не самые последние в списке важных. Все эти требования продиктованы единственной задачей – исключить все лишнее, вынести суету и повседневность за рамки церемонии. В этом смысле японская чайная церемония представляет собой путь человека к самосовершенствованию. И каждый, кто входит в мир чая, должен понимать, что от него потребуются значительные усилия. Но в первую очередь в этот мир надо прийти с правильными намерениями – учиться и постигать.

В чайной комнате тихо. Это не место для досужих разговоров, и заговори сейчас женщины о своих детях или мужьях, о холодной погоде или быстротечности жизни, непринужденная сосредоточенность, столь скрупулезно создаваемая пропала бы бесследно. Сейчас не время говорить, сейчас время слушать. И мудрые женщины знают это, и немногословные реплики обостряют чувство настоящего. Не иллюзорного, но реального, бытия.

 

Правильная речь

Постижение в свою очередь требует сосредоточия и тишины. Когда только зарождалась традиция чаепития, приглашали на нее исключительно мудрецов и философов. За чаем велись дискуссии на различные темы, то есть это было своего рода культурное время провождение. Но кроме этого рождалась истина, потому что те разговоры, были не болтовней, а именно разговором – действием, в котором значимо каждое слово.

Со временем, претерпевая изменения, чайная церемония исключила из себя дискуссии, в прямом смысле этого слова. Теперь общение ограничивается несколькими фразами. Зачастую благодарностями, просьбами, извинениями. Мысль стала важнее слова. А мысль в том, что человеку отпущено, не так много времени, чтобы тратить его на пустые дела или разговоры. Кроме того, проводя время именно так, человек упускает возможность постигать прекрасное, себя, а стало быть, и мир.

Я думаю, что многим из нас стоит провести штурм своих мыслей, и разговоров. Скорее всего, что большая часть из них окажутся суетными, не требующими такого внимания, которое им оказывают. А ведь чистота нашего сознания не менее важна, чем чистота воды, воздуха, почв. Мы боремся активно или пассивно за экологическую чистоту окружающей среды, забывая о среде внутренней. О собственной красоте, неповторимости.

Вообще, исходя из самой природы речи становится очевидно, что она появилась из необходимости. Люди не могут не общаться друг с другом. Но чтобы не попадала во владения человеку, он непременно злоупотребит этим.

В тоже время свободные от повседневности и рутины взгляды, действия, внимание, которые рождает японское чаепитие, освобождают и речь.

Каждую чашу до того, как в ней заварят пряный напиток, следует обдать кипятком. Для этого Юнико берет деревянный черпачок, и набирает горячей воды из чайника. Пока она подносит черпак к чаше, ни одна капля не падает на циновку. Нанами внимательно следит за движениями хозяйки, так же как зритель следит за виртуозным танцором. Если танец хорош, в нем не должно быть ничего лишнего. Каждое движение несет в себе идею. Каждое поднятие руки и полупоклон сообщат знающему больше, чем слово. Нанами понимает Юнико, так же как трава понимает ветер. Чаепитие – это танец для двоих.

 

Правильные действия

Экологически чистое сознание предполагает, или если угодно, обязует человека на такие же действия. Японская церемония чаепития исключает все лишнее. В том числе и лишние движения. Я говорю сейчас только о движениях тела.

Есть люди, склонные упрекать эту традицию в чрезмерной строгости, говорят она сухая и не дает простора. Однако, церемония, направленная на саморазвитие, и не должна предполагать абсолютную свободу. Скорее она предполагает абсолютный контроль. Умение владеть собой именно то, чего многим недостает. Оно воспитывается на протяжении множества тренировок. Человек неподготовленный проведя несколько часов кряду сидя на согнутых ногах и постоянно держа прямой спину, скоро совершенно перестанет воспринимать красоты мира. Он преисполнится жалости к себе и отвращением к продолжительной церемонии. Но после тренировок он будет воспринимать такую позу как естественную. Вообще все движения на чайной церемонии – естественные. Они не быстрые, точные, в них нет ничего лишнего. Лишние движения вносят диссонанс как в церемонию в частности, так и в жизнь в целом. Человек, как существо сознательное, должен понимать, что и для чего он делает. А непонимание вносит суету.

Простите за грубый пример, но случалось ли Вам слышать о скучающем лисе, который в поисках развлечений гуляет по лесу? Мне нет. Я полагаю, причина в том, что нет таких лис, как впрочем, как и других таких животных. А вот если представить, что животные и впрямь от скуки бродят по лесу, то вообразите, какое оживленное движение было бы там. Прям как в городе. Потому что в отличие от животных, которые ведут себя естественно, мы имеем склонность совершать лишние движения.

Можно рассматривать движение как расход энергии, в этом случае, чем больше лишних движений совершает человек, тем быстрее расходуется его жизненная энергия. Небезызвестный факт – Япония, страна с рекордным количеством долгожителей.

Из маленьких движений слагается жизнь. Из маленьких правил слагается закон. Из маленьких крупинок слагается чай. Кто познает истинное, не удовлетворится ложным, кто познает большее, тот не примет меньшее. Такова идея мира – быть лучше, быть чище, быть добрее. Есть много путей для достижения желаемого, какой предпочтешь ты?

 

Правильный образ жизни

И все, кто хочет жить дольше или просто быть здоровым пьет зеленый чай. В отличие от других сортов чая он не подвергается ферментации, таким образом, сохраняя все свои полезные свойства. Зеленый чай – отличный антисептик, в нем содержится в 30 раз больше аскорбиновой кислоты, чем в плодах шиповника.

Но более всего полезными компонентами богат порошковый зеленый чай. Это средство не только тонизирующее, но и витаминизирующее. В отличие от других напитков, он не повышает, не понижает, а нормализирует давление и ритм сердечной деятельности.

Вкус чая зависит от температуры воды, от пропорционального соотношения заварки и чая, от подготовки посуды. Температура воды при заваривании зеленого чая не должна быть выше 85оС, считается идеальной температура в пределах 60-85 градусов. А посуду в зависимости от материала, из которого она изготовлена, следует обдавать кипящей или холодной водой. Рекомендуемой посудой для приготовления зеленого чая является керамика, так как именно этот материал позволяет чаю лучше проявить себя.

Чай заваривают несколько раз. Сначала пьют крепкий и постепенно переходят к более слабому напитку. Вкус чая при этом постоянно меняется, но остается хорош.

Порошковый чай получают посредством сушки и перетирания на каменных жерновах. Этот чай готовят непосредственно на плантации.

В Екатеринбург такой чай привозят из Японии в общество "Россия - Япония". В магазинах я его так и не нашла, сколько не пыталась.

И только тот, кто поймет это, поймет законы мира. Еще 10 лет назад Юнико могла пойти легкой дорогой – отказаться от знания и сосредоточиться на своих заботах. Уйти в мир детей и мужа, в мир болтовни подруг. Но выбрать легкое – не значить выбрать правильное. Долгие годы обучения чайному мастерству потребовались Юнико, чтоб обрести гармонию, мудрость. Теперь она знает, ее выбор был правильным.

 

Правильные усилия

Уже упоминалось, что чайный мастер – мастер в широком смысле этого слова. Умения, которыми он обладает отнюдь не дар небес, а результат его труда, усилий.

После продолжительных занятий и неутешительных результатов, понимаешь, что еще нужно много заниматься. Гораздо больше и с большим усердием. Потому что на тебя смотрят не как на новичка, а как на человека, имеющего определенный опыт. И в такой момент хочется отказаться от утомительных занятий. Более того, в жизни достаточно других проблем, которые требуют своего решения. Но стоит сделать над собой усилие, преодолеть лень, нежелание, не дать отговоркам взять вверх. Каждая такая победа формирует характер человека, равно, как и каждый проигрыш в борьбе с собой.

Чай любит терпеливых, усердных, ибо им принадлежит мудрость. Чайное действие требует от человека понимания, зачем он это делает.

Людей посвятивших себя чайной церемонии не много. В Японии существует три ветви чайной церемонии, в рамках которых существуют несколько чайных школ, и только одна из них открыта иностранцам – школа Уралэнкэ. Она существует с 1954 года. В мире всего 65 отделений этой школы. Это не много. Тем более что совсем для немногих это становится занятием на всю жизнь. Но каждый, кто когда-либо занимался чайным действом, изменился навсегда.

За чашкой горячего чая, в полной тишине быстрее приходит понимание, чай – это всего лишь способ провести время с близким человеком. И вся церемония от первого и до последнего движения была ничем иным как открытием себя в других людях, других людей в себе. И то, что делала Юнико, она делала не для соблюдения традиции, она делала это для Нанами.

 

Правильное осознание

Современная китайская чайная церемония во главу угла ставит чай. А японская, несмотря на всю ее ритуальность, заостряет свое внимание на человеке. В ней важно, чтоб он не только прошел все этапы саморазвития, но чтоб он понял себя, свое место в этом мире. В неторопливости жестов, в тишине изредка прерываемой звуками воды, в паре над чайником есть магия. Даже единожды побывав на церемонии чаепития, вы заметите, что в какой-то момент ваше дыхание успокоилось, тревоги ушли, мысли потекли ровнее. Здесь потому и тихо, чтоб дать каждому возможность почувствовать самое себя. Но здесь потому, и благодарят, просят, извиняются, чтоб постичь природу человеческого взаимодействия.

От того, с какими мыслями, настроением, человек подойдет к приготовлению чая, зависит вкус напитка, протекание и исход церемонии. Мы все: люди, животные, растения состоим из одной энергии. И мы безусловно понимаем друг друга на высшем уровне сознания. По тому важно каждое действие по отношению к другому, каждый "души порыв", потому что только от нас зависит, принесем ли мы в мир гармонию или диссонанс.

Юнико и Нанами очень старые женщины. Их объединяет давняя дружба, давние воспоминания. Но, когда они вместе пьют чай, они не вспоминают прошлое, не говорят о будущем, они живут настоящим. Временем, в котором протекает жизнь, временем, которое является жизнью. Ведь только в нем можно что-то менять.

 

Правильное внимание

Мне хотелось бы закончить одной японской легендой.

В одном селении жил человек, который выращивал цветы. Они были восхитительной, необычайной красоты. Лучших цветов никто никогда не видывал. Об этом узнал император, и решил проверить, действительно ли так хороши цветы садовника, как их хвалит молва. Он предупредил селянина, что приедет к нему полюбоваться цветами, и вскоре отправился в путь.

Садовник решил угостить высокого гостя чаем. Чайный домик располагался как раз в центре знаменитого сада. Когда император шел по тропинке к домику, пред ним простирались лишь голые стебельки. Он никак не мог взять в толк, где все цветы. И уже начал злится на селянина за дурную шутку. Но когда он вошел в дом, то его взгляд его упал на единственный неповторимой красоты цветок.

Если бы садовник не тронул свой сад, то император не смог бы по достоинству оценить красоту цветов.

 

Татьяна Щелкунова

ИАА "Информ-Экология"

Оценить статью
(0)