По мере приближения американо-российского саммита в Братиславе, аналитики и эксперты в обеих странах активно обсуждают возможную повестку дня, пытаются предугадать, что станет его основными темами. @
«Голос Америки» попросил известного российского политолога Павла Фельгенгауэра прокомментировать предстоящую 24 февраля в столице Словакии встречу президентов Буша и Путина.
Алекс Кэмпбелл:
Во время предстоящей встречи в Братиславе президент России Путин будет иметь возможность обсудить некоторые из серьезных разногласий, возникших недавно в двусторонних отношениях. Является ли американо-российское партнерство по-прежнему ключевым для обеспечения глобального мира? Как наилучшим образом разрешить существующие противоречия между бывшими противниками в «холодной войне»? Предполагается, что эти и другие проблемы там будут обсуждаться. На ваш взгляд, на что будет сделан основной упор на этой встрече?
Павел Фельгенгауэр:
Думаю, основной упор будет сделан на проблемах нераспространения оружия массового поражения. Тут, с одной стороны, вроде бы нет принципиальных противоречий, поэтому проще договориться и объявить о новых инициативах. С другой стороны, тут сейчас возникли как раз в последние дни очень серьезные проблемы. Одни из них, в общем, возникли раньше и сейчас только оказались известны публике, другие возникают только что. Северная Корея объявила, что у них есть ядерная бомба, хотя многие эксперты все-таки сомневаются, что точно есть. Ну и Иран выступает с грозными заявлениями, и тут еще выяснилось, что иранцы и китайцы получили уворованные советские стратегические крылатые ракеты К-55 из Украины. И в том числе, похоже – и с российской некоторой помощью, и что эти ракеты угрожают и Израилю, кажется, и, в какой-то мере, самой Америке. Здесь договориться, как бы, проще, и это серьезные проблемы. То есть, нераспространение, я думаю, будет главной официальной темой саммита.
А.К.:
Какую роль будут играть различия в политических системах двух государств? Не будут ли они препятствием к сотрудничеству?
П.Ф.:
То, что в России сворачивается демократия и устанавливается достаточно авторитарный режим, это конечно нехорошо, в первую очередь для нас, кто живет в России. Ну, и в Америке на это глядят не с большим удовольствием. И в результате, кстати, таких перемен, которые сейчас называют разногласиями, то, что казалось возможным в 2001 году, то есть настоящий союз между Россией и США, теперь совершенно невозможен. Но будет партнерство, то есть – сотрудничество во всех областях, где есть общие интересы и разногласия в других областях. По демократии в России и по делу «Юкоса», отношению к бизнесу и так далее, я думаю, что стороны заявят свои позиции – Вашингтон выразит неудовлетворение, а президент Путин расскажет о том, что, вроде бы, все так и надо, и это все замечательно. Но на этом не будут концентрироваться. Поскольку здесь ничего решить нельзя, концентрироваться будут на тех проблемах, которые поддаются разрешению. У них сейчас самое важное и там, где возможно согласие, это – нераспространение. По остальному, я думаю, будет констатация существующих несогласий.
А.К.:
В отношении нераспространении, как вы оцениваете готовность России сотрудничать с Соединенными Штатами в вопросе иранской ядерной программы?
П.Ф.:
Вы знаете, в последние дни вскрылись очень серьезные вещи. Факт произошел несколько лет назад, но теперь и это стало точно достоянием общественности, что Россия и Украина как бы совместно помогли и помогают Ирану создать стратегический ракетно-ядерный потенциал. Хотя непонятно, участвуют ли в этом какие-то частные или полулегальные фирмы, то есть – на каком уровне, собственно, происходит распространение. Но дело не только в том, что там кто-то – Северная Корея, Пакистан – передает Ирану опасные технологии, теперь доказано, что Украина и Россия передали Ирану очень опасные технологии. То есть, как бы, есть, о чем говорить, и стало гораздо больше, о чем говорить. Даже мне украинский генерал на прошлой неделе сказал, что есть спутники, которые сейчас Россия согласилась для Ирана запустить. Использоваться будут исключительно для управления этими стратегическими крылатыми ракетами. То есть, это дело уже касается не просто этой бушерской АЭС, а гораздо более широкого круга проблем, что в России, похоже, и в других странах СНГ нету серьезного контроля над опасными технологиями, и они отсюда реально утекают, и в руки совсем не тех, кого надо. То есть, сейчас разговор будет гораздо более серьезный, и, я думаю, более предметный и не чисто декоративный. Надо будет за всем следить. Вот, взяли и не уследили за очень важной штукой.
А.К.:
Как вы считаете, будет ли затрагиваться вопрос отношений России с так называемым «ближним зарубежьем»?
П.Ф.:
Очевидно, будет. Правда, на Украине сейчас все утряслось в политическом смысле, и это уже не большая проблема. Но есть проблемы с Грузией. Москва все более жестко говорит о возможных ударах по базам боевиков, имея в виду явно Грузию. Вопрос о военных базах российских в Грузии зашел в тупик. И, может быть, вполне вероятно, что в Москве есть круги, которые хотели бы, ну, отвлечь общественное мнение от многих проблем внутренних, от неудач российской политики на Украине, нанеся какой-то удар по Грузии. Естественно, что Соединенным Штатам это все совершенно не нравится. Хотя, с другой стороны, боевики, действующие на Северном Кавказе, в Вашингтоне не вызывают никаких добрых чувств, и в борьбе с ними американцы помогали и готовы дальше помогать России. Проблем очень много, и главная из них это то, что между Москвой и Вашингтоном отсутствует доверие. Без доверия союз, конечно, построить вообще невозможно. Даже партнерство, ограниченное партнерство, по определенным, каким-то, частным вопросам, и то получается со скрипом. Я думаю, что каждая из сторон выкрутит многочисленные претензии, будут говорить о двойных стандартах – ну, правда, конечно, не сами президенты, а их помощники. И решить, я боюсь, много не удастся. Решать надо, поскольку проблемы очень серьезные, и опасности становятся тоже все более серьезные.
А.К.:
Экономический блок: очевидно, будет затрагиваться вопрос об отмене поправки Джексона-Вэнника в отношении России, но, с другой стороны, мой вопрос к вам: будет ли обсуждаться тема “Юкоса»? Собирается ли американская администрация ставить этот вопрос перед Россией и защищать интересы американских владельцев акций?
П.Ф.:
Ну, совершенно очевидно, что администрация поднимать особенно вопрос «Юкоса» не будет. В принципе, это теперь дело судов, которые в Америке отделены от исполнительной власти. Они постараются в это вообще не вмешиваться. Там есть, кстати, некоторые другие вещи, как то, что «Эксон-Мобил» получили от «Сахалина-3», где они вроде бы выиграли тендер, а теперь у них его отняли. Это может быть скорее поднято, а «Юкос» трогать не будут. Там столько много других вещей, что за это браться не станут. Хотя, наверно, будет в принципе сказано, что больше свободы для бизнеса, это, в общем, хорошо. Но не более того.