Как обуздать «акул» и «пираний» страхового бизнеса

Как обуздать «акул» и «пираний» страхового бизнеса

Полтора года действия федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» наглядно показали беззащитность потерпевших при ДТП перед страховыми компаниями. Обычной стала практика, когда страховщики необоснованно отказывают гражданам в страховых выплатах, нарушают сроки выплат, искусственно занижают размер подлежащего возмещению ущерба. Никакой ответственности за свои художества они при этом не несут. Сталкиваясь со злоупотреблениями страховщиков, граждане имеют лишь один реальный способ защиты – обращение в суд, где  им предстоит сойтись лицом к лицу с  целым  штатом юристов страховых компаний.

Для исправления этой ситуации депутат Госдумы, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин внес в Госдуму законопроект, устанавливающий административную  ответственность страховых компаний и их должностных лиц за нарушения правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Предлагается наказывать страховщиков за неправомерный отказ или уклонение от осуществления страховой выплаты, занижение размера подлежащего возмещению вреда, несоблюдение установленного срока произведения страховой выплаты, а также иные изощренные действиях «акул» и «пираний» страхового бизнеса по опустошению карманов автовладельцев. Для страховых организаций в законопроекте предусмотрен штраф в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, а для их должностных лиц – от сорока до пятидесяти МРОТ.

 

Вносится депутатом Государственной
Думы В.В. Похмелкиным

 

П р о е к т

16 февраля 2005 года

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях

 

Статья 1. Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533) следующие изменения:

1) главу 12 дополнить статьей 12.38 следующего содержания:

 

«Статья 12.38.

Нарушение правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Неправомерный отказ в осуществлении страховой выплаты либо уклонение от ее осуществления, занижение размера подлежащего возмещению вреда, несоблюдение установленного срока осуществления страховой выплаты, а равно иное нарушение установленных правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в страховых организациях – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.»;

2) главу 23 дополнить статьей 23.62 следующего содержания:

 

«Статья 23.62.

Федеральный орган страхового надзора, его территориальные органы

1. Федеральный орган страхового надзора, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.38 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа страхового надзора, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального органа страхового надзора, их заместители.»;

3) часть 2 статьи 28.3 дополнить пунктом 82 следующего содержания:

«82) должностные лица федерального органа страхового надзора – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.38 настоящего Кодекса.»;

4) часть 1 статьи 28.7 после слов «и на транспорте» дополнить словами «, законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях»

 

Практика применения законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств свидетельствуют о достаточно типичных и распространенных нарушениях страховыми компаниями прав потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях.

 Пользуясь законодательными пробелами, а, зачастую действуя и вопреки требованиям закона, многие страховщики необоснованно отказывают гражданам в страховых выплатах, уклоняются от их осуществления, искусственно занижают размер причиненного ущерба посредством зависимых от них оценщиков либо игнорируя представленное потерпевшим заключение независимой автоэкспертизы.

Такое положение дел, вызывающее массовое нарекание участников дорожного движения, обусловлено в том числе фактической безнаказанностью страховых организаций и их должностных лиц. Сталкиваясь со злоупотреблениями страховщиков, граждане имеют лишь один реальный способ защиты – обращение в суд, что обрекает их на достаточно длительную и хлопотную процедуру с минимальными рисками для ответчика.

Между тем владельцы автотранспорта, не выполняющие обязанности по обязательному страхованию гражданской ответственности, подлежат административному наказанию в соответствии со статьей 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Иначе говоря, одна из сторон подобного рода договоров принуждается к его исполнению государством в публично-правовом порядке.

Формально гражданин, считающий себя незаконно «обиженным» страховой организацией может обратиться с жалобой в специализированный контролирующий орган – Федеральную службу страхового надзора. Однако никаких реальных полномочий по влиянию на поведение страховщика и привлечению его к юридической ответственности у этой службы нет.

Примечательно, что действующий Кодекс об административных правонарушений предусматривает ответственность практически всех видов предпринимательских организаций и их должностных лиц, в том числе за нарушения прав потребителей, заказчиков и других категорий граждан в сугубо договорных отношениях. В то же время в этот перечень пока не попали страховые организации и их представители, что вряд ли можно оправдать применительно к отношениям по обязательному страхованию, возникающим на основании публично-правового акта и затрагивающим крупные социальные интересы.

Настоящий законопроект направлен на устранение указанного пробела и содержит нормы, устанавливающие ответственность за нарушения правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в страховых организациях. В этих целях предлагается дополнить главу 12 КОАП РФ статьей 12.38, предусмотрев в ней следующие составы правонарушений: неправомерный отказ в осуществлении страховой выплаты, уклонение от ее осуществление, занижение размера подлежащего возмещению вреда, несоблюдение установленного срока произведения страховой выплаты.

Наряду с перечислением этих наиболее распространенных деяний страховщиков представляется целесообразным не закрывать перечень, дополнив его указанием на иное нарушение установленных правил обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, имея в виду изощренные усилия «столпов» страхового дела по опустошению карманов их клиентов.

Субъектами приведенных правонарушений следует считать как соответствующих юридических лиц, так и должностных лиц страховых организаций, осуществляющих ОСАГО. В отношении первых предлагается применять административное наказание в виде штрафа от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, в отношении вторых – от сорока до пятидесяти МРОТ. Санкция данной нормы приравнена к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств (статья 15.14 КОАП РФ), исходя из близости указанных деяний по степени общественной опасности.

Дополнение Особенной части Кодекса новой статьей, естественно, требует внесения дополнений и в его процессуальные положения. Вполне логично возложить обязанность рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных предлагаемой статьей 12.38, на федеральный орган страхового надзора и его территориальные органы в лице соответствующих руководителей и их заместителей. Должностные лица этих органов должны получить полномочия по возбуждению дел о таких правонарушениях и составления протоколов. В связи с этим законопроект содержит дополнения в главу 23 и статью 28.3 КОАП РФ.

Учитывая достаточно сложный характер доказывания обстоятельств нарушений правил автострахования, по данной категории дел предлагается предусмотреть возможность проведения административного расследования, в связи с чем подлежит дополнению статья 28.7 КОАП РФ.

Принятие и практическое применение настоящего проекта федерального закона, вне всяких сомнений, благотворно скажется на укреплении доверия граждан к государству, повысит качество работы и дисциплину страховщиков, улучшит общий климат обязательного страхования. Причем достигается такой результат без дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения финансовых обязательств государства.

Оценить статью
(0)