Укрепление военно-политических связей с Таджикистаном обозреватели называют одним из 10 важнейших событий минувшего года. И действительно, смысл документов, которые в октябре 2004 г. подписали президенты Эмомали Рахмонов и Владимир Путин, трудно переоценить.
Статус военной базы придан 201-й мотострелковой дивизии, единственному соединению ВС РФ в Центральной Азии. До 2006 г. таджикско-афганский участок границы, охраняемый российскими пограничниками, будет передан Таджикистану. В собственность России переходит оптико-электронный узел "Окно", расположенный в Нуреке и действующий в интересах наших Космических войск. Между тем за всеми этими шагами, укрепляющими безопасность не столько южных границ СНГ, сколько самой России, просматривается довольно тонкий экономический расчет, который не всегда усматривается в новейшей российской внешней политике.
Один пишем, два - в уме
Скажем, узел "Окно" передается в ведение МО РФ в счет погашения долга Таджикистана. Стоимость сооружения, возводившегося с времен СССР и начавшего функционировать лишь в начале текущего года, оценена в 242,5 млн. долл. Понятно, что объект стоит дороже, но именно на эту сумму согласился таджикский президент Эмомали Рахмонов, поскольку она почти равна величине долга перед Россией (весь долг - 300 млн. долл.). Оставшиеся 50 млн. долл. составит российский пакет акций строящихся Сангтудинских ГЭС. Огромные инвестиции Россия вкладывает и в алюминиевую промышленность республики.
Уже в январе этого года в Душанбе прошли переговоры главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, министров энергетики Таджикистана Джурабека Нурмахматова и Ирана Хабиболлы Битарафа, в ходе которых подписан протокол о совместном строительстве каскада Сангтудинских ГЭС мощностью 670 и 220 мегаватт соответственно. Работы по возведению ГЭС-1 берут на себя Россия и Таджикистан, при этом РАО "ЕЭС России" должно получить не менее 75% акций станции. Другая отечественная компания "Русский алюминий" планирует завершить строительство Рогунской ГЭС, возвести новый алюминиевый завод, а также участвовать в приватизации Таджикского алюминиевого завода - единственного в Центральной Азии производителя этого металла. И это закономерный шаг, ведь осенью 2004 г. в Душанбе Владимир Путин заявил, что Россия намерена инвестировать в таджикскую экономику 2 млрд. долл.
И надежной защитой этих инвестиций будет сформированная сейчас на базе 201 мсд военная база. На первый взгляд, соблюдены и военные, и экономические интересы России. Однако не велика ли плата?
В 2003 г. ВВП Таджикистана составлял 1,55 млрд. долл. Это, как видим, гораздо меньше инвестиций, которые намерена вложить Россия в экономику страны. Нетрудно видеть, что, когда они заработают, памирская республика увеличит свой ВВП в 3-4 раза. Налицо положительная экономическая экспансия России, которая вправе рассчитывать на соответствующие дивиденды. Но так ли все гладко в новых планах и замыслах Москвы во взаимодействии с Таджикистаном? И кто мешал проводить эту экспансию раньше? И вообще, насколько выполнимы подписанные между странами соглашения? В новейшей истории мы не раз бывали свидетелями того, что выгодные договоренности как бы замораживались и перспективные планы оставались лишь на бумаге. Не хотелось бы, чтобы та же участь постигла и российско-таджикские наработки. Вот почему стоит поговорить о подводных камнях на пути сближения наших стран.
Выгода будет, но только не сейчас
Интерес российского капитала к таджикской промышленности сегодня подогревается высокими ценами на цветные металлы - в декабре 2004 г. и январе 2005 г. котировки алюминия на мировом рынке сырья были самые высокие за последние 9 лет. Скажем, в начале февраля цены на алюминий на торгах Лондонской биржи металлов достигли девятилетнего ценового максимума, и аналитики предполагают, что этот рост может продолжиться. Алюминиевые фьючерсы с поставкой через три месяца подорожали на Лондонской бирже металлов сразу на 42 долл. В ходе торгов котировки сейчас достигают 1850 долл. за тонну. Заметим, что в 2001-2002 гг., когда НАТО и США начали размещать свои базы в Ханабаде и Канте, и Кремль пытался узаконить пребывание 201 мсд в Таджикистане, стоимость 1 тонны алюминия на биржах мира составляла в среднем 1300 долл. Тогда расширение производства алюминия было не выгодно российским бизнесменам, и они просто не поддержали экономико-военные проекты Кремля - инвестиции в обмен на базы. А именно этого, начиная с 1999 г., добивался официальный Душанбе.
Сейчас же долгосрочная потребность мировых потребителей алюминия очевидна. К примеру, только рынок Китая требует ежегодного роста производства алюминия на 10-15%. По данным авторитетных источников, правительство КНР занято сейчас реализацией грандиозного проекта по электрификации всей страны. Видимо, в связи с этим "Русский алюминий" (третья по величине мировая компания такого профиля) и решил расширить свой бизнес в Таджикистане. Компания получила право достраивать Рогунскую ГЭС, обещает построить два новых алюминиевых завода в республике. Эти проекты обойдутся компании в 1,3 млрд. долл. По мнению аналитиков, у "Русала" не возникнет проблем с привлечением инвестиций. Эмомали Рахмонов пояснил, что металлургический холдинг инвестирует 560 млн. долл. в достройку первой очереди Рогунской ГЭС, 600 млн. - в строительство нового алюминиевого завода на юге Таджикистана (мощностью 200 000 т металла в год) и 160 млн. долл. - в сооружение двух корпусов электролиза рядом с Таджикским алюминиевым заводом (100 000 т) в Турсун-Заде. Зная стоимость продукта, не трудно подсчитать и доходы компании.
То же самое можно сказать и по водным проектам Таджикистана. В сентябре ведущие мировые эксперты спрогнозировали на ближайшее время значительный спрос именно на алюминий и электроэнергию, производимую на ГЭС, - самую дешевую и не зависимую от цены на нефть (которая возрастет, как ожидается, в несколько раз). Запасы нефти в России ограничены (их хватит еще лет на 30-40). Поэтому стремление РАО "ЕЭС России" приватизировать и достроить в Таджикистане главные энергообъекты страны вполне объяснимо.
По запасам гидроэнергоресурсов Таджикистан занимает восьмое место в мире (по удельным показателям - второе). Проекты их освоения были разработаны еще во времена СССР и сейчас уверенными темпами воплощаются в жизнь - на Рогунской ГЭС 48% объемов самой тяжелой работы уже выполнено. По предварительным расчетам экономистов, ежегодно можно ожидать более 800 млн. долл. прибыли.
Но это еще не все. В Душанбе ждут, что Россия расширит свое присутствие в Таджикистане. Два года назад Эмомали Рахмонов говорил, что готов отдать российским инвесторам самое крупное месторождение серебра в мире - Большой Канимансур. Ждет инвестиций и хлопководство. В годы советской власти здесь собирали его до 1 млн. т. Но таджикский тонковолокнистый хлопок очень ценный, и у России здесь тоже, по-видимому, будет интерес. Сейчас производство хлопка находится в республике на уровне 0,4-0,5 млн. т.
Мировые цены на серебро и хлопок пока не достигают былого максимума. Вот российские инвесторы и ждут своего часа, чтобы вложить дополнительные средства в экономику страны. Не опоздать бы:
Замаячившая экономическая выгода, несомненно, побудила Россию к юридическому оформлению военно-экономического Союза с Таджикистаном. Конечно, у нее были конкуренты в лице Ирана, США и Запада, но не будем лукавить: в совокупности всех этих факторов Москва была просто обречена на успех. Скажем, все алюминиевое производство республики работало на Россию. Она поставляла глинозем и бокситы на алюминиевый комбинат в Турсун-Заде, она же покупала сырье. Правда, раньше это было по схеме "товар - деньги - товар". Теперь "Русал" и РАО "ЕЭС России", аккумулируют и деньги, и товар в своих руках.
Но возникают вопросы: окупятся ли затраты Москвы? Принесет ли отечественный бизнес в Таджикистане выгоду российскому народу? Не секрет, что Узбекистан до сих пор препятствует транзиту электроэнергии из Таджикистана в Казахстан и РФ. Оправдают ли себя поставки электричества в Афганистан и Китай? Почти те же вопросы возникают и по алюминию - где гарантия, что цена на него лет через пять-шесть вновь не упадет? Но помимо экономических проблем, есть еще вопросы, связанные с социально-политической ситуацией в республике.
Россия чуть-чуть опередила НАТО, но:
Очевидно, к активному военно-экономическому сотрудничеству с Таджикистаном Россию подтолкнули и новые геополитические планы НАТО. От внимания наблюдателей не ушел тот факт, что октябрьский визит Путина в Душанбе состоялся на неделю раньше визита генсека НАТО Яапа де Хооп Схеффера и спецпредставителя альянса в Центральной Азии и на Кавказе Роберта Симонса. Пока транзит грузов в Афганистан отвечает интересам альянса, и президент Таджикистана подписал с генсеком соответствующее соглашение. Но остается за кадром, что могли предложить руководители из Брюсселя, если бы накануне не был определен статус 201-й мсд как российской военной базы.
Заметим, что генсек НАТО, затрагивая в Душанбе тему российской военной базы, прямо заявил о том, что альянс "не является конкурентом России в Таджикистане и правительство этой республики имеет полное суверенное право разместить у себя военную базу любого государства". Таким образом, Яап де Хооп Схеффер намекнул на то, что в Таджикистане вполне допустимо размещение военных объектов других государств, как, к примеру, в Киргизии.
Между тем не секрет, что после ухода российских пограничников таджикско-афганскую границу, возможно, будут контролировать войска НАТО и Евросоюза; этими структурами уже создана международная группа "Парижский пакт по Таджикистану". И, по словам начальника Главного штаба правительственного комитета по охране госграницы генерал-майора Нуралишо Назарова, в рамках этой группы международным экспертам передан проект Программы по укреплению границы, рассчитанной до 2014 г., в котором подробно изложены все потребности таджикских ПВ. Сумма помощи, которую могут оказать пограничникам силы альянса, составляет около 100 млн. долл. Это три годовых оборонных бюджета страны. А как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Между тем вряд ли даже помощь международного сообщества может уберечь от возможных проколов и просчетов. Характеризуя на днях ситуацию с наркотрафиком на границе с Афганистаном, генерал Назаров назвал ее "крайне напряженной". По его словам, посевы опия-сырца расширились на треть, превысив 150 тыс. гектаров. На отдельных направлениях они вплотную приблизились к границе с республикой.
Конечно, Москва была не совсем довольна решением Душанбе о выводе российских пограничников из Таджикистана, однако вынуждена пойти на уступки, дабы не обострять отношения с союзником по ОДКБ. Сейчас руководство Погранслужбы ФСБ России заявляет о том, что передача охраны таджикско-афганской границы Душанбе - вполне закономерный шаг, что любое государство имеет суверенное право на охрану своих рубежей. Однако и российские, и зарубежные военные эксперты понимают, что таджикским властям будет очень сложно удержать поток наркотиков, оружия и взрывчатки из Афганистана.
Уже сейчас, когда российские "зеленые фуражки" еще охраняют границу, руководство республики показывает свою обеспокоенность ситуацией. Так в конце декабря прошлого года Эмомали Рахмонов публично подверг критике работу правоохранительных органов республики по борьбе с коррупцией и оборотом наркотиков. А уже в начале января этого года были проведены кадровые перестановки в МВД республики и Агентстве по контролю за наркотиками при президенте Таджикистана.
Казалось бы, стабильную ситуацию в Таджикистане может и должна поддерживать 201-я мотострелковая дивизия. Однако Генштабом принимается решение о переводе ее на комплектование только солдатами срочной службы, хотя уже 7-9 лет 201 мсд комплектовалась профессионалами, что чревато немалым снижением эффективности соединения.
С одной стороны, изменение порядка комплектования 201-й мсд и передача границы в ведение Таджикистана значительно снижают российские затраты. С другой - военные эксперты озабочены службой таджикских пограничников. Не исключается, что ситуация в республике может быть дестабилизирована, а интенсивность наркопотоков в Россию и Европу из Афганистана через Таджикистан увеличится.
По данным Агентства по контролю за наркотиками при президенте РТ, МВД и других министерств Республики Таджикистан, в период с 2002 г. по октябрь 2004 г. российскими пограничниками и таджикскими правоохранительными органами, а также другими силовыми структурами двух стран были проведены 63 совместные операции, в ходе которых изъято 1966 кг наркотических средств (из них доля героина составляет 1674 кг). Через границу пытаются переправлять и вооружение, средства разведки и связи, которые могут использовать террористы на территории государств СНГ. По сведениям пресс-центра Пограничной службы ФСБ России, в 2003 г. было изъято 13 переносных зенитных ракетных комплексов типа "Стрела" и три пусковые установки к ним, реактивные и танковые снаряды, мины, гранаты, выстрелы к гранатометам, а также свыше 100 кг взрывчатых веществ (это в 5,3 раза больше, чем в предыдущем году). Как говорится, комментарии излишни.
Вместо заключения
Не вызывает сомнения тот факт, что, несмотря на все проблемы, Россия пытается укрепить свое военно-экономическое влияние в Таджикистане. Заметим, что это делается на фоне таких же устремлений ее геополитических соперников в этой стране - Ирана и США. Недавняя ратификация таджикским парламентом подписанных в октябре 2004 г. документов и активные контакты российского бизнеса с руководством Таджикистана свидетельствуют, что Москва правильно и весьма эффективно отстаивает свои позиции в регионах, представляющих для нее интерес. Однако вопросы, которые могут свести на нет все усилия Москвы в странах Центральной Азии, а также в других регионах СНГ, все еще остаются.
Алексей Матвеев