Процессы урбанизации неуклонно ведут к росту психических заболеваний
По данным Всемирной организации здравоохранения, процессы урбанизации неуклонно ведут к росту психических заболеваний. Среди них одно из первых мест занимает маниакально-депрессивный психоз, при котором периоды глубокой депрессии чередуются с периодами возбуждения, необузданной радости и возвышенного настроения.
Кроме официально зарегистрированных больных, немало людей в той или иной степени страдают меланхолией. Да и каждому из нас в различные периоды жизни приходилось испытывать и чувство разочарования, утраты надежд, и ощущения подъема духовных и физических сил.
Что же лежит в основе изменения психоэмоционального состояния? Раньше считали, что эти процессы, в основном, регулируются уровнем секреции норадреналина клетками мозгового вещества надпочечников — чем выше концентрация норадреналина в организме, тем человек более склонен к отрицательным эмоциям.
В последние годы получены убедительные доказательства того, что не столько норадреналин, сколько гормон серотонин имеет прямое отношение к депрессии.
Исследователи обнаружили, что у больных депрессиями, покончивших жизнь самоубийством, содержание гормона серотонина значительно ниже, чем у людей, умерших при других обстоятельствах.
Дефицит данного гормона в ткани мозга (именно мозга) даже при достаточно высоком его общем уровне является патогенетическим фактором развития депрессии.
Повышение концентрации серотонина в центральной нервной системе (опять же, независимо от общего содержания гормона в организме) влечет за собой эмоциональный подъем. То есть, химическим регулятором эмоций является серотонин.
Но откуда поступает команда, регулирующая концентрацию данного гормона? Изучение данного вопроса привело ученых к удивительному открытию: оказалось, что именно обонятельные луковицы (особые образования в передней части мозга) являются центрами управления содержанием серотонина в ткани мозга.
Их удаление вызывает резкое уменьшение этого гормона в мозговой ткани. Казалось бы, человеку и животным нужны обонятельные луковицы чтобы различать запахи. А зачем живому существу различать запахи? Чтобы на основе этого определять свое поведение!
Проведенные эксперименты с животными показали, что особи, у которых удалили обонятельные луковицы, становятся эмоционально несдержанными: они бросаются на любой предмет, пытаются укусить экспериментатора, при внезапном громком стуке у них значительно сильнее, чем у нормальных особей, ускоряется сердцебиение, а в моче повышается количество катехоламинов, как при стрессовой ситуации.
Опыты с крысами показали, что животные с удаленными обонятельными луковицами хорошо поедают корм, но становятся чрезвычайно агрессивными. Если в клетку к ним запускали мышь или любое мелкое животное, они убивали его, набрасываясь на жертву в ярости, с диким визгом.
При добавлении в пищу имипрамина (вещество, повышающее уровень серотонина в мозге) у крыс с удаленными обонятельными луковицами желание убивать мышей исчезало. Они их обнюхивали и отходили в сторону, т.е. из убийц крысы опять превратились в миролюбивых животных.
Анализируя подобные многочисленные факты, ученые пришли к выводу, что одна из функций обонятельных луковиц — контролирование интенсивности эмоциональных реакций. Само строение луковиц сложное.
Помимо обонятельных нейронов, в них много звездчатых нервных клеток, которым принадлежат в коре мозга самые сложные функции, связанные с творческой деятельностью.
Вот и задумаешься над традицией, существующей в африканских племенах, которые известны своим миролюбивым характером. У них банан считается символом доброжелательности и сердечности. А бананы отличаются очень высоким содержанием серотонина!