"В поддержку прав человека и демократии: деятельность США за 2004-2005 годы"

"В поддержку прав человека и демократии: деятельность США за 2004-2005 годы"

"В поддержку прав человека и демократии: деятельность США за 2004-2005 годы"

28 марта Бюро Государственного департамента по демократии, правам человека и труду выпустило доклад "В поддержку прав человека и демократии: деятельность США за 2004-2005 годы". @

Ниже приводятся предисловие Государственного секретаря Кондолизы Райс к докладу, раздел "Стратегия США в области прав человека и демократии" и введение к разделу о Европе и Евразии:

 

Предисловие

«В поддержку прав человека и демократии: деятельность США за 2004-2005 годы»

Издано Бюро по демократии, правам человека и труду

 

В минувшем году произошел, как мы надеемся, коренной сдвиг в обстановке в мире. Участие палестинцев, афганцев и иракцев в выборах и "Оранжевая революция" в Украине стали примерами общего стремления всех людей добиться, чтобы их голоса были услышаны, и чтобы самим управлять своей жизнью.

Сегодня на пути к демократии более пятидесяти миллионов человек, которые жили в условиях жестоких режимов в Афганистане и Ираке.

Президент Афганистана Хамид Карзай ведет свою разоренную войной страну вперед по окончании периода конфликтов и нестабильности, длившегося 23 года.

Ирак сделал первые шаги к вступлению в растущее сообщество демократических стран мира. В Ираке мы стали свидетелями того, как граждане, несмотря на угрозу террористического насилия, голосовали, чтобы впервые за десятилетия их голоса были услышаны. А палестинские избиратели заменили устаревшее руководство новым, стремящимся к миру со своими соседями, и провели первые с 1976 года муниципальные выборы.

В другом регионе мира украинцы доказали, что они не потерпят, если выборы будут сфальсифицированы или если они будут лишены реальной возможности по-настоящему голосовать. Конечным результатом стали президентские выборы, действительно отражающие волю народа.

Эти драматические события наглядно свидетельствуют о том, что граждане стран всего мира разделяют желание жить в свободных обществах, основанных на принципах уважения человеческого достоинства и соблюдения прав человека. Несмотря на то, что стремление граждан иметь права и свободы может в течение какого-то времени подавляться авторитарными и коррумпированными режимами, история показывает, что переход к демократии возможен, и убеждает нас в правильности нашей поддержки неотъемлемых прав свободолюбивых людей повсюду

Этот документ иллюстрирует нашу стратегию укрепления демократии и прав человека по всему миру в 2004 и 2005 годах, меры и программы, предназначенные для ее осуществления. Программы в области демократии и управления предоставляют техническую помощь и иную поддержку, чтобы усиливать потенциал в области управления и развивать демократические государства и институты, которые учитывают интересы граждан и подотчетны им. Недавно в своей второй инаугурационной речи и в обращении "О положении страны" Президент выдвинул на передний план политику поддержки демократических движений в каждой стране и культуре с конечной целью прекратить тиранию в нашем мире.

Мы осознаем, что у каждой страны уникальная история и традиции, которые придадут соответствующую форму ее стремлению к свободе. Однако каким бы ни был путь или темп, Соединенные Штаты готовы поддерживать тех, кто добивается свободы для себя и своих сограждан.

Защита прав человека - это всеобщая ответственность. Все мы должны быть защитниками прав человека. Пользуясь случаем, приветствую всех борцов за свободу и права человека, где бы вы ни находились. Каждый из вас играет важную роль в построении мира, уважающего человеческое достоинство и равные и неотъемлемые права всех. Ваш труд вдохновляет всех нас.

Кондолиза Райс

Государственный секретарь

 

Стратегия США в области прав человека и демократии

 

Соединенные Штаты при лидирующей роли Президента Буша и Конгресса положили в основу своей внешней политики укрепления свободы. Идея мира, где правит свобода, ясно выражалась Президентом на протяжении его пребывания в должности, но особенно ярко - в его недавних обращениях по случаю инаугурации и "О положении страны". Та же самая идея отражена в законах, относящихся к внешней политике, которые дают нам инструменты, необходимые для реализации этой идеи.

Свобода и человеческое достоинство неразделимы. Следовательно, наша политика направлена на расширение свобод. Наша политика укрепления демократии и прав человека вытекает из американских идеалов и наших национальных интересов. Мы проводим такую политику и потому, что она правильна, и потому, что она преодолевает страх, ненависть и неравенство, которые способствуют несправедливости, терроризму, насилию и нестабильности.

Соединенные Штаты выделяют значительные силы и ресурсы на укрепление демократии во всем мире. Государственный департамент берет на себя ведущую роль в интеграции наших усилий по содействию демократии во все аспекты нашей внешней политики.

Осуществляя свою стратегию в области прав человека и демократии, Соединенные Штаты используют широкий спектр дипломатических, информационных и экономических инструментов для продвижения своих внешнеполитических целей. Американские официальные лица взаимодействуют с правительствами, многосторонними институтами, международными организациями, неправительственными организациями и отдельными гражданами по всему миру, поощряя улучшение положения с правами человека и переход к демократии.

Ежегодные доклады по странам о положении с правами человека, доклад о международной свободе вероисповедания и настоящий доклад служат примерами использования таких информационных инструментов. Соединенные Штаты также оказывают экономическую, финансовую и техническую помощь странам и организациям, ищущим помощи в решении проблем прав человека или демократии, в том числе по линии двусторонних и многосторонних программ, а также через такие международные финансовые институты, как Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Программы в области демократии и управления предоставляют техническую помощь и иную поддержку, чтобы усиливать потенциал в области управления и развивать демократические государства и институты, которые учитывают интересы граждан и подотчетны им. В основу Программы положены понятия, считающимся ключевыми элементами демократии. Программы в области демократии поощряют власть закона и права человека, прозрачные и честные выборы в сочетании с состязательным политическим процессом, открытыми и свободными средствами массовой информации, более сильным гражданским обществом, более активным участием граждан в управлении, эффективными органами власти, которые учитывают интересы граждан и подотчетны им.

Правительствам, проявившим волю к реформам, Соединенные Штаты предлагают финансовую, техническую и политическую помощь их усилиям. Правительствам, которым недостает реформаторской воли, согласно давнему принципу своей внешней политики, Соединенные Штаты могут отказывать в поддержке или приостанавливать такую помощь, когда страна не предпринимает достаточных шагов, чтобы добиться прогресса в области прав человека. В любом случае Соединенные Штаты будут оказывать помощь тем общественным силам, которые мирно работают, развивая демократические процессы.

Сроки и выбор используемых инструментов адаптируются к каждой ситуации. Мы выбираем инструмент или сочетание инструментов, которое, на наш взгляд, наилучшим образом отвечает внешнеполитическим целям Президента. Перечень важнейших законов в данной области можно найти по адресу: http://www.state.gov/g/drl/rls/42314.htm.

Наша борьба за права человека будет продолжаться, пока режимы посягают на свободу своих граждан, и до тех пор, пока граждане не смогут построить по собственному замыслу прочные демократические институты, способные защищать эти свободы в будущем. Хотя эта задача чрезвычайно сложна, мы твердо настроены поддерживать демократические принципы и практику. Работая сообща, как американцы, и с нашими друзьями и союзниками в сообществе демократий, мы можем проложить путь к свободе всем людям мира.

 

Введение: Европа и Евразия

 

"Это победа украинского народа, украинской нации. 14 лет мы были независимыми, сегодня мы стали свободными. Сегодня в Украине начался новый политический год. Это начало новой эпохи, начало новой великой демократии".

- Виктор Ющенко

Дипломатическими усилиями и целенаправленной помощью Соединенные Штаты продемонстрировали свою приверженность содействовать демократическим реформам и соблюдению прав человека в Европе и Евразии в 2004 году. Соединенные Штаты поощряли диалог между правительствами, независимыми и оппозиционными политическими партиями и гражданским обществом и оказывали равную поддержку всем в укреплении потенциала для создания условий, способствующих развитию демократических институтов. В соответствии с президентской политикой - помогать другим обретать собственную свободу - стратегия США в регионе была основана на выявлении и поддержке местных реформаторских инициатив.

Программы США по обеспечению выборов, соответствующих международным стандартам, опирались на местные инициативы по просвещению избирателей, повышению их активности и наблюдению за избирательным процессом. Эти программы заложили основу для прозрачных и достоверных выборов, обеспечивая внепартийную техническую помощь в поддержку избирательных процессов. Соединенные Штаты также содействовали разработке законов о выборах и ответственности за фальсификацию выборов. Ключевое значение для стратегии США имело укрепление демократических институтов, включая законодательные органы, суды и муниципальные власти. Соединенные Штаты выступали за прозрачность управления и поддерживали усилия по борьбе с коррупцией. Когда президентские выборы в Украине были искажены массовой фальсификацией и злоупотреблениями, сотни тысяч мирных демонстрантов вышли на улицы. Хотя украинская "Оранжевая революция" была позитивным процессом, несколько правительств в регионе продолжали игнорировать свои обязательства соблюдать международные нормы в области демократии и прав человека.

В ряде стран достигнуты большие успехи в развитии гражданского общества, хотя в Центральной Азии и Беларуси власти все сильнее ограничивали деятельность международных и местных неправительственных организаций (НПО). Соединенные Штаты настаивали на отмене обременительных законов и нормативных актов, ограничивающих свободу НПО, неоднократно выражая озабоченность в связи с тем, как местные власти обращаются с НПО. Принятие Конгрессом США Закона о демократии в Беларуси, который требует немедленно прекратить постоянное наступление правительства Беларуси на демократию и права человека и предусматривает дальнейшую американскую поддержку защитников свободы на местах, продемонстрировало глубину озабоченности США свободой в Беларуси. По всему региону поддержка, оказываемая США местным организациям, поощряла гражданское лидерство и активность граждан. Уделяя особое внимание работе с молодежью, американские программы предоставляли следующему поколению лидеров важные инструменты укрепления демократии и прав человека в своих странах.

Укрепление независимых СМИ и свободный доступ к информации были приоритетными направлениями политики США по всему региону. Соединенные Штаты выступали за отмену искаженных законов или ограничительных нормативных актов, препятствующих независимым СМИ. Соединенные Штаты взаимодействовали с представителями независимых СМИ, поддерживали журналистов, готовых сообщать правду, и знакомили перспективных специалистов с передовым современным опытом. Уделяя особое значение подготовке кадров, производству, грантам на оборудование и управление СМИ, американская помощь позволила улучшить качество и объективность материалов и деловую практику СМИ. Приоритетным направлением работы было также облегчение доступа в Интернет и к неофициальным источникам информации там, где большинство средств массовой информации контролируется государством.

В странах, где положение с правами человека оставалось плохим, политика США делала упор на важность приведения законодательства и практики в соответствие с международными стандартами и обеспечения соблюдения власти закона и прав человека. Одним из главных приоритетов оставалась борьба с пытками. Соединенные Штаты работали с семьями потерпевших, местными правозащитниками и адвокатами и международными НПО для расследования сообщений о пытках и постановки этого вопроса перед высокопоставленными должностными лицами принимающих правительств. Узбекистан предпринял ряд важных шагов в области борьбы с пытками, и поддержка, оказанная США усилиям по расследованию подозрительных смертей людей, находящихся под стражей, укрепила принцип подотчетности. Соединенные Штаты призвали Россию обеспечить подотчетность тех, кто несет ответственность за нарушения прав человека в Чечне. В сотрудничестве с ЕС Соединенные Штаты ввели ограничения на поездки белорусских должностных лиц, ответственных за нарушения прав человека.

В этом разнообразном в религиозном отношении регионе Соединенные Штаты отслеживали и отстаивали свободу вероисповедания и подчеркивали важность толерантности как основы безопасности и стабильности. Программы Соединенных Штатов поддерживали межконфессиональный диалог и разработку учебных планов по укреплению религиозной толерантности. Программы международных визитов знакомили местных лидеров с разнообразием религиозной практики в Соединенных Штатах.

Поддержка законодательства и просвещения была важным компонентом стратегии США по борьбе с торговлей людьми в регионе. Соединенные Штаты поддерживали подготовку сотрудников правоохранительных органов, иммиграционных и консульских служб и прокуроров в области предотвращения торговли людьми и укрепления способности к судебному преследованию виновных. Важную роль в противодействии торговли людьми играли также региональные программы. Соединенные Штаты поддерживали подготовку кадров и трансграничную деятельность молдавских правоохранительных органов. В Украине американское финансирование помогало жертвам торговли людьми и поддерживало информационные "горячие линии".

 

Наблюдатели на украинских выборах

 

В конце 2004 года мужество и решимость украинского народа направляли мирную "Оранжевую революцию", которая значительно продвинула свободу в Украине и поддержала сторонников демократии во всем мире. Чтобы обеспечить свободные и честные президентские выборы, назначенные на осень 2004 года, Соединенные Штаты финансировали беспрецедентное число международных наблюдателей по линии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Европейской сети организаций по наблюдению за выборами (ЕСОНВ) - ассоциации неправительственных организаций Европы и Евразии по наблюдению за выборами - и внутренних наблюдателей, включая Комитет избирателей Украины (КИУ), которые направлялись во все регионы Украины на каждый тур выборов. Всего ОБСЕ направила примерно 2500 наблюдателей, ЕСОНВ - приблизительно 2000, а КИУ - около 30 000 на три тура президентских выборов. Их действия, отчеты и заявления помогли вдохновить тысячи украинцев выступить за демократию, несмотря на значительное запугивание со стороны властей и исключительно холодную зиму.

Первый тур голосования 31 октября омрачился многочисленными проблемами и нарушениями и был сочтен шагом назад, о чем подробно написано в докладах ОБСЕ, ЕСОНВ и КИУ. Второй тур голосования 21 ноября по кандидатурам премьер-министра Виктора Януковича и лидера оппозиции Виктора Ющенко отличался еще более значительными и широко распространенными фальсификациями, угрозами и использованием административного ресурса. Группы международных и внутренних наблюдателей немедленно опубликовали тщательные, убедительные доклады, свидетельствующие о масштабах манипуляции выборами. Украинский народ и международное сообщество сформировали на основе этих докладов свое мнение о выборах. Например, в заявлении представителя Президента сенатора Ричарда Лугара о выборах отмечалось, что имела место "согласованная и мощная программы фальсификаций и злоупотреблений в день выборов либо под руководством, либо при содействии государственных органов". В заявлении ЕСОНВ также отмечался "скоординированный, систематический характер серьезных нарушений, приведших к исходу, не отражающему волю украинского народа".

Эти доклады резко контрастировали с объявленными 22 ноября Центральной избирательной комиссией (ЦИК) предварительными результатами выборов, согласно которым победителем был провозглашен Янукович. Стимулируемые убедительными докладами внутренних и международных наблюдателей о нарушениях и фальсификациях, сторонники Ющенко начали стекаться на улицы Киева и других городов с оранжевыми лентами и шарфами - цвета кампании оппозиции - для мирного протеста против фальсификации. Эти доклады также побудили Соединенные Штаты и других членов международного сообщества отказаться признать результаты голосования 21 ноября легитимными. Это еще более поддержало демонстрантов на улицах, особенно в Киеве, где их число в итоге составило сотни тысяч, несмотря на холодную ветреную погоду с температурой ниже нуля и сильным снегопадом. Ряд муниципальных и областных советов на западе Украины объявил Ющенко законным Президентом. Многие государственные работники из различных учреждений заявили о своей верности оппозиции. Документально подтвержденные доклады о фальсификациях и злоупотреблениях на выборах побудили Верховный суд Украины признать недействительными результаты голосования 21 ноября и назначить на 26 декабря повторное голосование. Десятки тысяч демонстрантов остались в Киеве.

Несмотря на ряд нарушений, повторное голосование второго тура 26 декабря прошло значительно лучше. По мнению ОБСЕ, выборы "значительно приблизили Украину к выполнению обязательств ОБСЕ по выборам и стандартам Совета Европы и других европейских организаций". Реформированный ЦИК Украины признал выборы действительными, как и ЕСОНВ. Окончательные результаты показали, что Ющенко победил, набрав приблизительно 52 процента голосов по сравнению с 44 процентами у Януковича, и дали украинскому народу Президента, избранного его собственной свободной волей.

 

Бюро информационных программ Государственного департамента США

Оценить статью
(0)