Джотто в гостях у Малевича

Джотто в гостях у Малевича

Масштабный российско-итальянский культурный эксперимент продолжается. После триумфа в "Скудерие дель Куиринале" в Риме выставка "Россия - Италия сквозь века. От Джотто до Малевича" проходит в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Нынешняя экспозиция, хотя и продолжает серию совместных европейско-российских проектов в культурной сфере, отличается поистине вселенским размахом во времени (это заявлено в самом названии), но в отличие от прежних особый упор делает на художественную составляющую.

 

Андрей Рублей, Даниил Черный «Благовещение» (1408)
Джованни Беллини «Благовещение» (конец XV века)

 

Пушкинский музей выделил для проведения этой выставки целый этаж. Зритель, поднявшись по центральной лестнице, сразу же попадает в объятия шедевров. В Белом зале выставлены древности - иконы Андрея Рублева, Даниила Черного и Дионисия с одной стороны, работы Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана - с другой. Безусловно, каждая из них достойна персональной выставки, и уже после осмотра лишь одного этого зала возникает ощущение полной насыщенности.

Но тут в перспективе возникают две колоннады и залы, залы, залы, наполненные шедеврами художественными, скульптурными и даже архитектурными... в миниатюре. Но в этом обилии, однако, кроется проблема: выставка хоть масштабна по размаху и уникальна по количеству собранных вместе раритетов в то же время перенасыщена.

Перегруженность несколько компенсируется заинтересованностью: ведь кто-то может прийти на Волхонку ради Леонардо и Рафаэля, а кто-то - ради Малевича и Татлина. Но если любители русского искусства смогут позже увидеть многие выставленные на этой выставке работы русских мастеров в Третьяковской галерее, Русском музее или Эрмитаже, то ряд итальянских "участников", по свидетельству итальянской стороны, вряд ли попадут в Россию в течение ближайшего столетия.

Более того, даже находясь в самой Италии, любителям искусства найти их будет непросто, поскольку многие редкие работы предоставлены небольшими музеями. Всего экспонируются работы из примерно ста музеев двух стран.

Выставка готовилась четыре года и не только группой экспертов-искусствоведов. Прежде всего ее проведение одобрили президенты двух стран - Владимир Путин и Карло Адзельо Чампи. В подготовке экспозиции также принимали участие многочисленные юристы, дипломаты и даже законодатели. Для того чтобы некоторые произведения смогли покинуть пределы Италии, требовались специальные разрешения властей, а депутаты итальянского парламента приняли отдельный закон о финансировании мероприятия.

"Беспрецедентным случаем, свидетельствующим об интересе и внимании, проявляемом к России со стороны итальянских культурных кругов", назвал эту выставку глава МИД Италии Джанфранко Фини, ставший наравне со своим российским коллегой Сергеем Лавровым одним из первых посетителей московской экспозиции. "Хотел бы отметить, - продолжил министр, - что итальянский раздел представлен уникальным богатством художественных произведений, накопленным на всей территории нашей страны. Более сорока государственных, областных и городских музеев, проявив щедрость и энтузиазм, представили на экспозицию произведения искусства из своих собраний".

Несмотря на то, что первыми с этой выставкой смогли познакомиться итальянцы, а также на то, что выставка в ее "римском виде" уже пользовалась повышенным вниманием публики, Москве

все же повезло больше, и в первую очередь за счет итальянских экспонатов.

В Пушкинском, к примеру, богаче представлены Рафаэль и Леонардо. Причем в случае с да Винчи - это "Голова девушки" - рисунок, в котором есть что-то неуловимо загадочное, сравнимое со знаменитой "Моной Лизой". Российский зритель смог оценить и Джотто - его полотно "Святой Стефан" хранится во Флоренции. Оно не принимало участия в экспозиции в Риме и стало одним из ста, которые выехали за границу впервые.

Памятуя уже о самой бесценности привезенных работ, у итальянцев есть и другие очень серьезные поводы для гордости. Об одном из них заявил на открытии представитель итальянской делегации, который отметил: "Великие оригиналы сегодня пожаловали в гости к вашим слепкам". Затем, уже рассматривая экспонаты, посетитель может вспомнить и о том, что пять столетий назад итальянцы строили Московский Кремль, позже выполняли заказы по украшению дворцов российских императоров и высокопоставленных вельмож.

Кто-то, конечно, может узреть в этой экспозиции некоторую конфронтацию - противостояние итальянского динамизма и русского консерватизма, итальянской художественной самодостаточности и поздней русской ориентации на римскую классику, "оригиналов и слепков", борения Первого Рима с Третьим.

Но организаторы вряд ли ставили задачу превращать выставку в спор двух культур. Прежде всего это диалог художественных, архитектурных традиций, у которых было одно начало - Византия. И еще это диалог в развитии, самобытном, различном, но порой пересекающемся в самых неожиданных местах. Недаром в названии выставки есть подзаголовок - "Взаимное удивление". Работая над ее организацией, эксперты совершенно неожиданно для себя обнаружили, к примеру, определенные сходства в творчестве итальянцев Алессандро Маньяско, Франческо Гварди и Бернардо Белотто с русскими художниками Иваном Никитиным, Федором Алексеевым, Дмитрием Левицким и Владимиром Боровиковским.

Эту выставку стоит воспринимать лишь как часть более крупного итальянского проекта в России, приуроченного к 500-летию культурных связей России и Италии. В Пушкинском музее сделан упор на художественную и архитектурную составляющие, но в ближайшем будущем их должны дополнить кино, театр и музыка.

"В течение 2005 года в рамках инициативы "Россия - Италия сквозь века" мы предложим российским друзьям обзор самых последних работ итальянских мастеров в области музыки, театра и кино. Будут организованы тематические выставки в области архитектуры и фотографии", - пообещал Дж. Фини. Вместе с тем, по его словам, выставка на Волхонке - это "сердцевина" всего масштабного проекта, благодаря которому станет возможно "понять и представить себе развитие самой идентичности Большой Европы с ее двумя главными опорами - латинской и славянской культурой".

Вслед за открытием этой выставки в Центре пения Галины Вишневской стартовал "Итальянский сезон", в рамках которого выступил оркестр солистов Ла Скала "Скалигеро". Позже российский зритель сможет познакомиться с творчеством оркестра Национальной академии Санта Чечилиа, театра "Пикколо" из Милана, который привезет постановку оперы Моцарта "Так поступают все женщины".

 

Артем Прохоров,
журнал «Европа»

Оценить статью
(0)