Как возродить отечественный ОПК?

Как возродить отечественный ОПК?

Как возродить отечественный ОПК?

24 мая 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации  состоится VII Всероссийское совещание руководителей предприятий оборонно-промышленного и нефтегазового комплексов (ВПК-ТЭК-2005).  В подобных форумах принимают участие руководители крупнейших компаний двух ведущих отраслей российской экономики, федеральных органов исполнительной власти, профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации. Организаторы мероприятия - члены ТПП РФ: Союз нефтегазопромышленников России и Союз производителей нефтегазового оборудования.

Основной задачей VII Всероссийского совещания руководителей предприятий оборонно-промышленного и нефтегазового комплексов (ВПК-ТЭК-2005) является обсуждение вопросов использования нефтяниками и газовиками потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, будут рассмотрены проблемы развития рынка сервисных работ в нефтегазовом комплексе, расширение экспорта оборудования для нефтегазового комплекса, подрядных работ по СРП, вопросы технического регулирования и иные актуальные проблемы.

В настоящее время участникам совещания разослан проект решения совещания "ВПК-ТЭК-2005", в который будут внесены их замечания, дополнения и предложения:

 

ПРОЕКТ

 

Решение VII Всероссийского совещания руководителей

оборонно-промышленного и нефтегазового комплексов

«ВПК-ТЭК-2005»

 

Москва, ТПП РФ                                                                                                      24 мая 2005 г.

 

В 2004 году благоприятная конъюнктура мирового рынка привела к дальнейшему росту доходов российских нефтегазовых компаний. Однако, несмотря на наличие средств и критический износ оборудования в российском нефтегазовом комплексе, объемы производства некоторых видов оборудования продолжают снижаться. Особенно это характерно для геологоразведочного оборудования, которое во многом определяет развитие нефтегазового комплекса. Если  2002 году было произведено 202 установки для геофизического и поискового бурения, то в  2003 году -  151, а в 2004 году всего 124 установки. Почти вдвое (с 1004 до 518 штук) снизилось за 2004 год производство станков-качалок, несмотря на то, что ФГУП «ГПО «Уралтрансмаш» освоило в ходе конверсии производство этой продукции на уровне лучших мировых образцов.

Несмотря на рост объемов заказов по отдельным видам нефтегазового оборудования (фонтанная арматура, погружные насосы и др.), ситуация в целом продолжает оставаться неблагополучной. При этом неуклонно растет доля заказов иностранным компаниям, а завышение цен по импортным контрактам превратилось в один из основных способов перекачки нефтедолларов за границу.

В результате оказываются несостоятельными ожидания, что возрастающие потребности сырьевых отраслей в реконструкции и модернизации станут локомотивом ускоренного роста обрабатывающих отраслей и экономики России в целом. В частности, созданные в процессе конверсии мощности по производству оборудования для топливно-энергетического комплекса используются менее чем наполовину.

Вызывает удивление, что в сложившейся ситуации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) пытается получить одобрение законопроекта "О недрах", который не обеспечивает развитие  российских промышленных и сервисных компаний, занятых развитием сырьевых отраслей.

МПР России не создает условия, чтобы сырьевой комплекс вкладывал средства в свое техническое перевооружение и обновление основных фондов, износ которых в отечественном ТЭК уже превышает 50 процентов. МПР России, пересматривая лицензионные соглашения, не использует уникальную возможность поддержать отечественные предприятия. Рассмотрев предложения производителей нефтегазового оборудования, заместитель министра природных ресурсов РФ Валентин Степанков отметил, что "в данном случае можно говорить о необоснованном вмешательстве государства в предпринимательскую деятельность, осуществляемую пользователем недр, что не соответствует провозглашенным целям избавления экономики от излишнего государственного администрирования".

В законопроект  "О недрах" предлагалось внести ограничения по использованию импортного оборудования, как это сделано в законе «О соглашениях о разделе продукции». По мнению машиностроителей, критика инофирм за игнорирование интересов российской промышленности в рамках СРП, выглядит странно, при отсутствии каких-либо законодательных ограничений для российских нефтяных компаний. Однако и это предложение было отклонено в МПР России, а Валентин Степанков заявил, что "решение вопросов о техническом перевооружении нефтегазового комплекса, а также установление обязательства для недропользователей по использованию отечественной промышленной продукции не является предметом этого законодательства".

МПР России фактически способствует расширению деятельности в России иностранных сервисных компаний и отказывается  использовать законодательные возможности для развития отечественной промышленности.

Для обеспечения нефтегазовых компаний современной продукцией и услугами, отечественные НИИ, КБ, заводы должны концентрировать усилия на приоритетных направлениях, разрабатывать и выпускать импортозамещающую продукцию. Успешное решение этой задачи требует прогнозирования потребностей нефтегазового комплекса в материально-технических ресурсах. В таких прогнозах особенно  нуждаются оборонные предприятия, чтобы переориентировать производственные мощности на выпуск востребованной гражданской продукции. Сегодня компании под предлогом коммерческой тайны не раскрывают информацию о потребностях в материально-технических ресурсах и закупках по импорту.

При приобретении материально-технических ресурсов компании нефтегазового комплекса практически не проводят открытые конкурсы с предварительным оповещением потенциальных участников. Союз производителей нефтегазового оборудования и Союз сервисных компаний нефтегазового комплекса неоднократно предлагали публиковать такую информацию. Однако большая часть заказов на оборудование и сервисные работы размещается российскими нефтяными компаниями в закрытом режиме.

В качестве положительного примера можно привести иностранную нефтяную компанию ТНК-BP, которая размещает в открытом доступе всю информацию о предстоящих закупках оборудования и тендерах на сервисные работы. Компания ТНК-BP не считает публичные извещения о закупках «коммерческой тайной». Подобная прозрачность позволяет сырьевым компаниям обеспечить объективный выбор оптимального поставщика и заметно снижает уровень коррупции.

Серьезную критику вызывает организация системы материально-технического обеспечения естественных монополий, которые управляются государством. Постоянный рост тарифов они обосновывают необходимостью обновления основных фондов, а открытые конкурсные процедуры используют крайне редко. Закупая по завышенным ценам оборудование, программное обеспечение и иные ресурсы, естественные монополии затем требуют повышения тарифов. Подобный затратный принцип напоминает ситуацию с подрядными работами при реализации  СРП.

Закрытость материально-технического обеспечения естественных монополий создает почву для завышения контрактных цен с «дружественными» структурами и развитию иных негативных явлений. Поэтому фирмы материально-технического обеспечения естественных монополий (ООО «Газкомплектимпэкс», торговые дома «Транснефть» и «Транснефтепродукт»), должны быть под пристальным государственным и общественным контролем. Правительству необходимо влиять на содержание инвестиционных программ и проверять обоснованность затрат естественных монополий. Например, инвестиционная программа ОАО "Газпрома" на 2005 год приближается к 10 млрд. долларов и необходимо жестко контролировать расход этих финансовых ресурсов. Сегодня при утверждении в правительстве инвестиционных программ ОАО «Газпром», АК «Транснефть», АК «Транснефтепродукт», не анализируются даже предполагаемые закупки оборудования и услуг по импорту.

Разрушение российской геологоразведки и спад объемов разведочного бурения сопровождается тем, что крупные подряды на проведение геологоразведочных, буровых и иных работ получают инофирмы. Нефтегазовые компании выводят из своей структуры сервисные подразделения, считая их «непрофильными активами». Квалифицированные российские кадры теряют работу, распускаются управления буровых работ, распродается и разворовывается техника. Их место занимают иностранные сервисные компании, которые планомерно вытесняют российских конкурентов из собственной страны. Все это негативно отражается на машиностроении и других отраслях промышленности - инофирмы приходят в Россию со своим оборудованием. Российский нефтегазовый комплекс садится на «иглу» технологической зависимости от иностранного оборудования, запчастей, ремонтной базы, кадров, стандартов, программного обеспечения и т.д.

Серьезные проблемы имеются в сфере подрядных работ в рамках соглашений о разделе продукции. Норма о 70-процентном российском участии в подрядных работах не выполняется. Операторы проектов не только не заинтересованы в увеличении доли российских предприятий в подрядных работах, но и не стремятся вообще снижать издержки, которые возмещаются российским сырьем. Потенциальные российские участники тендеров получают информацию о сроках их проведения в последний момент, а техническая документация присылается на иностранном языке и требует применения зарубежной системы стандартов. При изготовлении оборудования для работы в России, заводы заставляют ориентироваться на зарубежную (в первую очередь, американскую) нормативную документацию. Несмотря на то, что промыслы находятся на Сахалине, а не в Техасе и Аляске, машиностроителей и металлургов заставляют работать по стандартам Американского нефтяного института. Предприятия заставляют использовать дюймовую резьбу, а не метрическую, которая принята в России согласно Международной системе единиц физических величин. Существует много других изощренных способов уклониться от закупки продукции и услуг российских компаний.

Нередко российские компании, которые получают от иностранцев контракт на подрядные работы, вынуждены значительные суммы переводить за рубеж в качестве оплаты различных субподрядов. Не закрыты лазейки и для совместных предприятий, созданных для поставки иностранного оборудования и услуг. Контракты с такими структурами иностранные операторы проектов относят к «российскому участию в подрядных работах».

Серьезной проблемой является отсутствие на территории Российской Федерации мощных холдинговых компаний в сфере разработки и производства нефтегазового оборудования. Пример успешной работы ОАО «Силовые машины» на внутреннем и внешнем рынках, доказывает, что успешно конкурировать с иностранными фирмами могут крупные компании, способные консолидировать усилия различных предприятий и привлекать финансовые ресурсы.

 

 

Участники совещания «ВПК-ТЭК-2005» считают необходимым обратиться в Правительство Российской Федерации со следующими предложениями:

- получение и продление лицензий на недропользование должно быть обусловлено приоритетным использованием при разработке месторождений углеводородного сырья оборудования и услуг отечественных компаний;

- включить в новую редакцию Федерального закона «О недрах» нормы, обеспечивающие приоритет использования национальной промышленной продукции;

- разработать и ввести законодательную норму (общий технический регламент), предусматривающую обязательное применение на территории Российской Федерации при сооружении, реконструкции и модернизации опасных производственных объектов (в соответствии с законом «О промышленной безопасности», российской нормативно-технической документации;

- ускорить разработку и утверждение нового порядка начисления амортизации, предусматривающего возможность ускоренной амортизации оборудования и защиту амортизационных отчислений от обесценивания из-за инфляции и нецелевого использования. Установить сроки полезного использования оборудования, в зависимости от морального износа;

- восстановить обязательные отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы для увеличения объемов геологоразведочных работ и расширения на этой основе производства соответствующего оборудования;

- ввести  в государственную статистическую отчетность для хозяйствующих субъектов сведения об экспорте и импорте продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для нефтегазового комплекса, для организации эффективной работы по импортозамещению;

- при подготовке соглашений о разделе продукции на разработку шельфовых нефтегазовых месторождений (Штокмановское, Приразломное и др.) предусматривать разработку программ  производства на территории Российской Федерации  оборудования, адаптированного в условиях работы в условиях Арктики;

- распространить на естественные монополии  и нефтегазовые компании, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, порядок материально-технического обеспечения, действующего при выполнении заказов для государственных нужд;

- при согласовании инвестиционных программ естественных монополий  и нефтегазовых компаний, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, проводить экспертный анализ предстоящих закупок по импорту;  

- оказывать содействие созданию на территории Российской Федерации мощных холдинговых компаний в сфере разработки и производства нефтегазового оборудования;

- поручить представителям государства в советах директоров естественных монополий  и нефтегазовых компаний, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, ввести представителей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в составы тендерных комитетов для общественного контроля над проведением конкурсов по закупкам оборудования и услуг.

Оценить статью
(0)