Каких только вопросов не задают мне, как редактору раздела “Горячая линия”, читатели нашей газеты! Недавно один из позвонивших (а произошло это день спустя после покушения - то ли реального, то ли вымышленного - на главу российской энергетической монополии РАО “ЕЭС России” Анатолия Чубайса) поинтересовался: а в Америке можно приобрести бронированный автомобиль?.
Заданный вопрос показался весьма любопытным. Действительно, легко ли у нас в США купить пуленепробиваемый “броневик”, то ли свой, то ли зарубежный, и пользуется ли такая крепость на колесах спросом?
Как оказалось, приобрести “броневик”, или, другими словами, bullet-proof vehicle - проще простого, были бы деньги. Большую известность получили роскошные бронированные лимузины типа Cadillac DeVille или продвинутое фордовское изделие Lincoln Ballistic Protection Series Town Car, способное уберечь владельца и всех, кто находится с ним рядом, не только от пуль, выпущенных из автоматического оружия, но и от осколков мин и гранат. Для любознательных: процесс сборки бронированного “линкольна” состоит из двух этапов. Сначала базовый “седан” собирают на заводе Ford в штате Мичиган, а затем отправляют на предприятие компании International Armoring Corp., где проводят все работы по бронированию кузова - установку бронепластин из пуленепробиваемой керамики, а также соответствующих стекол. Внешне бронированный Town Car практически неотличим от базовой модели. Стоит отметить, что работа по созданию Town Car Ballistic Protection Series продолжалась почти два года. За бронированный Town Car клиенту придется выложить порядка 140 000 долларов, а всего в год планируется выпускать примерно 300 подобных автомобилей.
Большинство их, по прогнозам производителей, будет реализовываться на внутреннем рынке США, через сеть из 15 дилеров; еще несколько дилерских центров займутся продажами новинки на внешних рынках.
На американском рынке можно приобрести не только отечественные бронированные модели, но и изделия зарубежных стран, в частности, немецкие “мерсы” и “беэмвешки”.
Еще сравнительно недавно автомобили-броневики производились отдельными мелкими корпорациями, однако сегодня, в условиях разгула мирового терроризма, выпуском bullet-proof vehicles занялись гиганты автоиндустрии.
Как сообщает журнал Bloomberg, в прошлом году крупные автомобильные концерны - Volkswagen, DaimlerChrysler, BMW и Ford Motor - продали 22 тысячи бронированных машин. Это больше, чем когда-либо ранее, и на 20% превосходит показатели 2001 года.
Размеры “пуленепробиваемой” ниши мирового автомобильного рынка, оценивавшегося в 2001 году примерно в 840 млн. долларов, достигли годом позже $4.4 млрд. Реагируя на возросший спрос, наблюдающийся в последние два года, производители предложили или готовятся предложить потребителю бронированные версии многих традиционных моделей. Среди них новинки Volkswagen - это Bentley, Phaeton и Audi A8. Ассортимент концерна Daimler Chrysler, отмечает журнал Bloomberg, пополняется новыми пуленепробиваемыми Mercedes-Benz S-Class и Maybach. Новинки BMW - Rolls-Royce Phantom, а также BMW 3 и 7 серий. Ford намерен удовлетворить озабоченных своей безопасностью автомобилистов модификациями Jaguar, Land Rover и Lincoln; General Motors - модифицированной моделью Cadillac DeVille. У них более прочная, чем прежде, броня и множество приспособлений, позволяющих отразить любое нападение.
Среди достоинств перечисленных автомобилей - пол, способный противостоять взрыву гранаты; герметично закрывающаяся кабина, снабженная баллонами со сжиженным воздухом; устройства для создания дымовой завесы и распыления слезоточивых веществ; нескользящие колеса; топливные баки, сдерживающие утечку горючего в случае повреждения, и дистанционное зажигание, позволяющее заводить машину с безопасного расстояния.
Около половины мирового рынка таких автомобилей составляет Латинская Америка (являющаяся, наряду с Ближним Востоком и Азией, также и самым быстрорастущим его сегментом); 17% продаж приходится на Западную и 13% - на Восточную Европу, 7% обеспечивает Ближний Восток, 3% - Африка, по 2% - Азия и США. Что же касается практической целесообразности покупки bullet-proof vthicles, то по данным веб-сайта http://www.daksindustries.com, который ссылается на правительственные источники, 80-90 % всех террористических атак случается в наши дни тогда, когда намеченная жертва (нередко вместе с охраной или членами семьи) находится в автомобиле.
Безусловно, крепость на колесах - удовольствие не из дешевых, и приобретают ее в США в основном люди состоятельные: бизнесмены, звезды кино и эстрады, врачи, ученые. Безопасности людей угрожают ведь не только радикальные исламисты. Своих доморощенных экстремистов в Соединенных Штатах тоже хватает. Назовем хотя бы противников абортов, мишенью которых являются доктора, практикующие искусственное прерывание беременности, или “защитников” природы и животных, осуществивших в последние годы множество нападений на научных сотрудников исследовательских центров в отместку за проводимые ими эксперименты.
И все-таки, несмотря на все растущую популярность bullet-proof vehicles, некоторые эксперты ставят под сомнение их практическую ценность. От выпущенной из автомата очереди или взорванной на пути следования автомобиля гранаты броневичок марки Ford, может быть, и защитит, приняв на себя первый удар. Однако за ним ведь может последовать и второй, и третий. Здесь самое время побыстрее уносить ноги, спасаясь от преследования. Увы, закованная в тяжелую броню машина не способна развить высокую скорость.
P.S. Большой вес бронированной машины, конечно, является существенным ее недостатком. Честно говоря, не знаю, случались ли у нас прецеденты сродни норвежскому. Два года назад новый бронированный автомобиль норвежского премьер-министра Кьеля Магне Бондевика местные гаишники признали слишком тяжелым, запретив ему ездить по дорогам страны. Согласно заключению инспекции, изготовленный по заказу правительства Норвегии автомобиль BMW 760 оказался на 40 килограмм тяжелее допустимого веса в расчете на четырех человек и на него не мог быть выдан номерной знак. Автомобили BMW 760-й серии изготовляются и модифицируются концерном BMW по специальным заказам. Лимузин Бондевика весил около четырех тонн (!) — вдвое больше, чем нормальный автомобиль — из-за различных модификаций, призванных обеспечить безопасность главы правительства.
Не машина, а настоящий танк...
Михаил Трипольский
«Русский базар»