Безопасна ли косметика?

Безопасна ли косметика?

В течение многих десятилетий косметической промышленности - огромному бизнесу с общим оборотом в 35 миллиардов долларов в год – удавалось счастливо избегать пристального внимания и надзора со стороны Американской Администрации по контролю за продуктами питания и лекарствами (US Food and Drug Administration – FDA), которая, согласно закону, должна отвечать и за безопасность кремов, лосьонов, помад и других средств ухода за кожей и волосами.

К счастью, с этого года отношение FDA к перечисленным товарам начинает меняться. В феврале эта правительственная организация направила Ассоциации косметики, туалетных принадлежностей и духов, объединяющей 600 компаний-производителей, письмо, в котором в строгих формулировках уведомляет, что в текущем 2005 году безопасность косметики будет ее главным приоритетом.

Ну что ж, самое время, потому что в настоящее время практически никто (ни изготовители, ни потребители) не знает точно, насколько безопасными (или опасными) являются многие виды косметики.

“Сообщения о вредном воздействии того или иного продукта косметической индустрии достаточно редки, - говорит доктор Барбара Джилкрест, профессор и руководитель отделения дерматологии в Медицинской школе Бостонского университета, - и потому потребители могут предположить, что все они вполне безопасны. Тем более что при нанесении косметики на кожу в системную циркуляцию организма попадает лишь небольшая ее часть.”

Однако подобные высказывания ученых не очень-то успокаивают как защитников окружающей среды во всем мире, так и население европейских стран, которое более серьезно, чем жители Нового Света, относится к средствам ухода за кожей и волосами. Прошлой осенью Европейский Союз запретил использование в производстве косметики веществ, которые, по крайней мере, у лабораторных животных, вызывают злокачественное перерождение клеток, наследуемые изменения - мутации в ДНК или проблемы, связанные с рождением детей.

Следуя примеру европейцев, такие крупные компании со штаб-квартирами в Нью-Йорке, как Revlon Inc. и Unilever U.S., а за ними и L’Oreal, объявили, что их продукты уже соответствуют европейским стандартам. По крайней мере, так утверждает их руководство. В то же время, по данным вашингтонской Экологической рабочей группы, в Соединенных Штатах продается еще немало косметических средств, включая лаки для ногтей, увлажняющие кремы и лосьоны, в состав которых входят недостаточно проверенные компоненты.

Группа, состоящая из токсикологов, биологов, экологов и специалистов в области здравоохранения, выступает против косметической промышленности, обвиняя ее в недостаточном внимании к безопасности собственной продукции. И обвинения эти не голословны. Специалисты сопоставили компоненты 7 500 видов косметики с перечнем опасных для здоровья химикалиев. Результат был обескураживающим - в каждых 120 косметических продуктах, включая шампуни, лосьоны, основы для макияжа и бальзамы для губ, нашлось хотя бы одно средство, содержащее канцерогенные вещества.

Представитель Ассоциации косметики Ирэн Малбин высказала недоверие к выводам группы. “Мы никогда не используем подобные компоненты, - сказала она. – Но если какие-то вредные вещества и попадают в косметику, их концентрация слишком мала для того, чтобы преодолеть кожный барьер и вызвать проблемы со здоровьем”. Несмотря на эти возражения, FDA посчитала поднятые вашингтонской группой вопросы настолько важными, что потребовала серьезного расследования на федеральном уровне.

Оснований для этого вполне достаточно. Взять, например, краски для волос. Раньше в них включались составляющие, полученные из битума, известного канцерогенного вещества, исключенного FDA из обращения. А выпускаемые десятилетия назад темные краски подозревались в том, что они, особенно когда использовались в течение долгого срока, увеличивали риск развития одного из видов лимфомы – злокачественной опухоли лимфатических узлов.
В настоящее время неизвестно, какую опасность – и существует ли она вообще – несут в себе используемые в красках компоненты. Правда, доктор Юджиния Э. Колл, руководитель отдела аналитической эпидемиологии Американского ракового общества, успокаивает: “За последние годы было проведено достаточно много исследований красок для волос, и они позволяют сделать заключение, что возникновение в результате их применения большинства раковых образований маловероятно”.

Вызывают беспокойство и фталаты (phthalates) – ароматические вещества-умягчители, которые часто вообще не упоминаются в перечне ингредиентов, входящих в состав продукта. В Европе некоторые фталаты запрещены, в Америке же таких запретов не существует.

“FDA не имеет неопровержимых доказательств того, что используемые в косметике фталаты так или иначе угрожают здоровью,” - объясняет доктор Линда Кац, директор отдела FDA, ведающего косметикой и красками. А вот ее коллега Скотт Мастен, токсиколог Национального научно-исследовательского института экологического здоровья, утверждает, что в отношении фталата, называемого DBP, “имеется четкое доказательство его неблагоприятного влияния на репродуктивное развитие у лабораторных животных.”
Еще один токсиколог, Тим Кропп из вашингтонской экологической группы, считает, что фталаты могут увеличивать риск возникновения некоторых наследственных дефектов у новорожденных мальчиков. Правда, доктор Тэрри Энсл, директор отделения педиатрической урологии в терапевтическом и хирургическом колледже Колумбийского университета, очень сомневается в этом, указывая, что причиной данного дефекта скорее являются гормоны, которые женщины принимают во время искусственного оплодотворения, или потребление большого количества соевого белка тофу, содержащего растительные эстрогены.

Не запутаться во всей этой разноголосице достаточно трудно. И в самом деле, попробуй разберись. Впрочем, противоречия между производителями косметики и представителями потребителей объяснить не так уж трудно. Первые, прежде всего, заботятся о росте сбыта своей продукции, вторые же отстаивают интересы людей, ее покупающих.

А независимым арбитром в этом споре может и должна быть FDA. Но на нее, похоже, надежда плоха. По крайней мере, пока. “Мы не уполномочены одобрять косметические средства до того, как они выйдут на рынок, - оправдывается представитель FDA Линда Кац. - Единственные продукты, которые наши специалисты действительно изучают прежде, чем они поступят в продажу, - это солнцезащитные кремы и шампуни от перхоти, которые фактически считаются продаваемыми без рецепта лекарствами”. Но и эти продукты, возражают эксперты, тоже не проходят необходимой проверки, как и детские кремы от раздражения, содержащие борат натрия, признанный вредным для “младенческой или травмированной кожи”. Конец его использованию положил, наконец, Наблюдательный совет по косметическим компонентам. И это несмотря на то, что представитель FDA фармацевт и адвокат доктор Джерри Рачаноу официально заявил, что ему “не известно ни о каких проблемах с этим веществом”.

К сожалению, Совет, одной из главных забот которого является здоровье людей, рассмотрел пока лишь небольшую часть из тысяч компонентов косметики, имеющихся на рынке. А пока FDA собирается ужесточить свою политику в отношении производителей, потребители требуют внести в нее хотя бы относительный порядок. И первой мерой в этом направлении могли бы быть предупреждающие ярлыки на упаковках косметических средств с надписью: “Безопасность этого продукта не определялась.” Не знаю только, успокоят ли эти слова женщин, постоянно заботящихся о своей привлекательности?

 

Юрий Колесников
«Русский базар»

Оценить статью
(0)