В вашингтонском Институте американского предпринимательства состоялась конференция о тенденциях экономического развития в современной России. В ней, в частности, принял участие бывший российский премьер-министр Егор Гайдар. Он отметил, что до начала 2004 года российская экономика развивалась на удивление хорошо. В предшествующие годы президент Путин осуществил ряд структурных реформ, привлек зарубежные инвестиции, проводил разумную политику в макроэкономике и придерживался консервативной фискальной политики. К этому следует добавить прагматичный курс Москвы в отношениях с зарубежными странами.
И вдруг произошел сбой. Путин не только отказался от проводимой программы, но начал совершать одну за другой грубые ошибки. К ним Гайдар относит арест Ходорковского и разгром самой успешной нефтяной компании – ЮКОСа, отпугнувший отечественных и заграничных инвесторов, а также бездарно проведенную серию реформ в социальной сфере, вызвавших волнение среди наиболее уязвимой части населения.
По мнению бывшего российского премьера, причиной этого парадоксальным образом стала самоуверенность, возникшая у Кремля на гребне предыдущих успехов. В самом деле, до середины прошлого года в России наблюдался быстрый экономический рост, ее валютные запасы стремительно увеличивались, страна не испытывала трудностей с выплатой внешних долгов, поскольку нефтяной экспорт обеспечивал бесперебойный приток наличности.
«В таком положении, – отметил Гайдар, – практически любое правительство начинает расслабляться. Никто не затевает жесткие непопулярные реформы ради собственного удовольствия или из соображений мазохизма. Это делается по необходимости, исходя из потребностей будущего, поскольку в противном случае страну ждет наказание. А когда положение так хорошо, почему не расслабиться?»
«И кремлевская администрация начинает совершать череду ошибок, – продолжал Гайдар. – За годы своего правления Путин всячески укреплял и расширял президентскую власть, одновременно пытаясь внедрить в России китайскую модель экономического развития».
Однако данная модель, считает Гайдар, оказалась неподходящей для России. В стране оформилось авторитарное правление, которое не сдерживали СМИ, политические дебаты и демократические институты: «В результате проблемы возникли уже не в бюджетном комитете Госдумы, а на улицах российских городов. И это не случайно. Те, кто придумали в западных демократиях систему сдержек и противовесов, были не самыми глупыми людьми. Они создали реальный механизм, позволяющий не допускать серьезных государственных ошибок, за которые должен расплачиваться народ».
Другие выступившие на конференции в Институте американского предпринимательства отметили, что для России переход от советской формы хозяйствования к капитализму потребует больше времени и усилий, чем для других посткоммунистических стран. Именно поэтому российским властям следует не отступать от расширения экономическим реформ и политических свобод, необходимых для успеха главного начинания.
Ярослав Андерс