Наступил грустно-радостный день для наших ветеранов ВОВ – 60-летие победы над немецким фашизмом. Часто приходится слышать от ветеранов, раз мы победили, так почему же мы живём, как проигравшие войну?
У нас в Оболенском институте ГНЦ ПМ по этому поводу говорят так: «Мы не победили, а только отбились от нападавших». Действительно, дошли ли мы в 1945 году до истинной враждебной Германией или нет?
Наши войска, казалось бы, вошли в Германию, заняли города Берлин, Лейпциг, Росток… Но если взглянуть поглубже в историю, то, оказывается, Красная Армия заняла территорию Полабья, ранее полностью населённую славянами и говорившими на понятном для русских языке. А Берлин – это, оказывается, бывший славянский город, название которого происходит от древнего славянского названия медведя, напоминание об этом имени сохранилось в названии БЕРЛОГА – зимнем лежбище медведя.
Лейпциг - этот город назван был славянами как Липск, а город Росток похож по корню на название русских городов Ростов и т. д.
Нам в школе говорили, что все полабские славяне, населявшие территорию ГДР, были полностью онемечены. Но так ли на самом деле? Оказывается, полабские славяне сохранились и сохранили свой славянский язык до наших дней и живут они теперь в основном только по берегам реки Шпрее, по славянски Спрева, и называют себя SerbJa – «СербЯ», а мы, русские, называем их лужичане – лужицкие сербы, а онемеченное население Полабья – восточные немцы называют их «Сорбы» - производное от сербы.
Все знают Великую императрицу России Екатерину Вторую – так, оказывается, она-то происходит из этих мест - Полабской Сербии, и до принятия ею православия именовалась Софья Августина Фредерика Ангальт-Цербстская, то есть Сербская, поскольку была из славянского города Сербска, который немецкоязычное население произносило, как Цербст.
(Роман Жаров в своей работе "Germanisation of the land between the Elbe-Saale and the
Оказалось, что войска СССР заняли не немецкие исторические земли, а земли на которых жили славяне и сохранили свой серболужицкий язык на берегах реки Шпрее. Казалось, вот теперь справедливость восторжествует и самый маленький славянский народ будет наконец-то защищен русскими солдатами и Лужица получит административный статус.
Но, к сожалению, интересы лужичан не были защищены в который раз на протяжении 1000 лет, подобно тому, как теперь мы видим на протяжении 15 лет перестройки предательство в отношении русскоязычного населения и тех же ветеранов, в республиках Прибалтики, Казахстана … Лужичане остались наедине с немцами и теперешними немецкими неонацистами.
Вспомнить о лужичанах меня заставило событие районного масштаба. В Серпуховской район 8 марта 2005 года приехал президент России, самой большой славянской страны. В.В. Путин встретился с ветераном Великой Отечественной Войны, бывшей фронтовой разведчицей Антониной Владимировной Ефремовой, которая уже много лет ведет активнейшую работу по увековечиванию памяти воинов, погибших на Серпуховском направлении, в 1941 году, при обороне Москвы от немецких нацистов, у деревни Станки рядом с Оболенском. Президент России распорядился перечислить 4 млн. рублей на постройку часовни в месте нахождения станковского мемориала.
А что же происходило 8 марта в самой Германии на берегах реки Шпрее – Спревы, где живет самый маленький славянский народ лужичане – лужицкие сербы? К нам пришёл крик о помощи под лозунгом: «Анти – серболужицкий вандализм» от наших славянских братьев в Германии. Жители нашего Среднеахтубинского района помнят публикации о лужичанах в газете «Звезда» от 26.08.1995 г. №93 (8884) «Есть у Русских в Германии братья», от 13.02.1996 г. №17 (8954) ««Звезда» в Германии!», от 19.11.1996 г. №140 (9077) «Не забывайте Лужицу!».
Многие русские люди, посещая Германию, обращали внимание в районе реки Шпрее надписи на придорожных указателях городов и посёлков и в названиях улиц сразу на двух языках - на немецком и на каком-то славянском, то ли на польском, то ли на чешском языке, но понятном для русских. Как мне рассказывали, это радовало, поскольку они думали, что немцы заботятся о туристах из славянских соседних стран. Но в дальнейшем они узнавали, что это не забота об иностранных гостях, а отвоёванное право местного – коренного славянского народа Serbja – «Серб Я», которые называют себя также «Сербский люд» и Лужичане. Возможно, и название города Серпухов корнями уходит к тем сербским переселенцам из Полабья, давшим название речке Серпейка, а от неё пошло имя города Серпухов.
Как сообщают лужичане, в ночь с 7 на 8 марта 2005 года в местности Kleinwelka – «Maly Wjelkow» - Малый Вёлков, около Будышина – культурной столицы лужичан, немецкие неонацистские группы подвергли вандализму объекты на территории Лужицы, закрасив краской серболужицкие надписи на 16 двуязычных немецко-лужицких придорожных указателях и таблицы с названием улиц по лужицки, не тронув немецкую часть надписей. Также подверглись акциям вандализма и автобусные остановки, на которых с помощью граффити так же были изображены нацистские изречения, символика - свастики и SS руны. Это - уже не разовая хулиганская акция немецкой молодёжи, а повторение ранее проводившихся настойчивых действий на территории Лужицы.
Похоже, в этой местности находится центр деятельности немецких неонацистских элементов, выступающих с антиславянскими лозунгами славянофобов.
Ещё в девяностых годах в период присоединения ГДР к ФРГ на территории Лужицы появились надписи немецких нацистов «Лужицких сербов и евреев - в газовые камеры». Казалось бы, в демократической Германии должны считаться с национальными чаяниями славян Германии. Но судьба лужичан по прежнему трудна, как и раньше.
В мае 1922 г. крупные учёные-слависты Европы направили в Лигу Наций обращение: «...Речь здесь идёт о существовании или исчезновении последних остатков некогда сильного народа балтийских и полабских славян, о жизни или смерти маленького лужицкого народа, насчитывающего примерно 200 тысяч человек, который сам себя называет «лужицкими сербами», а немцы – «вендами», и который живёт на компактной территории Лужице в Саксонии и Пруссии. Несомненно, что исчезновение старого языка и остатков старой культуры, которые, однако, продолжают развиваться оригинальным образом, было бы потерей для научных исследований. Необходимо им иметь свои национальные школы, преподавательский состав должен быть по происхождению лужицкими сербами, и духовенство - священники в приходах лужичан тоже должны быть лужичанами». Под Обращением поставили свои подписи 99 учёных.
В некоторых странах были созданы Общества Друзей Лужичан. В 1923 г. бельгийский историк А.Вирсе издал книгу о положении лужичан «Народ – мученик». За период с 1929 по 1936 г. в «Лигу Наций» поступило 852 жалобы по судьбе лужичан, на рассмотрение Совета Лиги Наций дошло только 5 жалоб, которые были похоронены в процедурных спорах. По требованию немецких властей, в Праге в 1922 г. была закрыта лужицкая семинария, в которой два столетия воспитывалась лужицкая интеллигенция. Лужичанам было запрещено даже приближаться к чехословацкой границе. Лужицким сербам нельзя было занимать никаких административных постов, особенно в органах юстиции. Гитлер не хотел признавать лужичан славянами и провозгласил их «славяноязычными немцами».
Уже в наши дни глава земельного министерства культов Матиас Рослер запретил преподавание родного языка лужичан в пятом классе школы села Кроствиц, мотивируя свое решение малочисленностью перешедших в него учеников. Славянское национальное меньшинство – лужичане, считают, что сохранение преподавания их языка в Кроствице имеет важное значение.
На состоявшемся 20 ноября 1918 г. собрании лужицких сербов в Кростовице был избран «Сербский Союз» и была принята резолюция с требованием самоопределения для Лужицы, где говорилось: «Собравшиеся 20 ноября в Кростовице лужицкие сербы на основе общепризнанного равноправия народов (лужичане ссылались на известные «14 пунктов» Вильсона о «защите малых народов») требуют обеспечения самостоятельного развития сербского народа в «Объединённой Горной и Долинной Лужице». Для достижения этих целей мы требуем допущения серболужицких представителей к работам предстоящей мирной конференции». И направили на неё секретаря народного совета Бриля. Собрания лужицких сербов, проходивших в дальнейшем в разных общинах Лужицы, одобрили кростовицкую резолюцию «О Самоопределении Лужицы».
Перед этим, 13 ноября 1918 г., множество лужицких сербов из всех краёв Лужицы прибыли к «Сербскому Дому» в Будышине, где избрали «Народный Совет Лужицких Сербов». В Совете выступил А.Барт: «Вставайте, СЕРБЫ Лужицкие. Заявляйте, что мы сами можем хранить «Божье Королевство» в Лужице, хранить свои дворы и поля, хранить нашу серболужицкую «сербстину» - речь. Все мы здесь едины - католики и евангелисты, лужичане Долинной Лужицы и мильчане Горной Лужицы”.
Район Кроствица является как бы географическим центром лужицких поселений Горной Лужицы, большинство жителей которых относит себя к сорбской национальности и широко использует в повседневном общении свое наречие серболужицкого языка.
Как заявила представительница родительского объединения Яна Маркова, школа в Кроствице «является краеугольным камнем для сохранения сорбского языка и культуры».
Жители Кроствица сами организовали продолжение обучения родному языку с помощью его бывших преподавателей, а ныне пенсионеров. В свою очередь, неугомонный министр культов Матиас Рослер пригрозил сначала непризнанием годовых оценок учеников этого класса, а затем распорядился закрыть лужицким детям и их добровольным учителям доступ в кроствицкую школу. В дрезденском министерстве прозрачно намекнули, что на родителей, не желающих переводить своих детей в немецкие школы, может быть даже наложен штраф.
Правительство Саксонии, возглавляемое профессором Куртом Биденкопфом, планирует под тем же предлогом сокращение числа учащихся и, с целью экономии средств, закрыть ряд сербоязычных школ на территории Лужицы. Немецкое правительство закрывает единственную среднюю школу лужичан, а молодые немецкие неонацисты считают естественным заодно уж вычеркнуть лужицкие надписи на придорожных указателях и в названиях улиц, как, к примеру, закрасить Budyska droha и оставить немецкий аналог Bautzener Strasse. Поэтому, нужно исходить из того, что речь здесь идет о целенаправленной анти-лужицкой акции, провоцируемой антиконституционными действиями земельных властей.
Власти Германии намерены закрыть единственный национально-самобытный театр лужичан. Об этом сообщал первый телевизионный канал России. Хотят снести лужицкий городок Рогов - Horno, под предлогом добычи бурого угля открытым способом, как до этого в центре Лужицы снесли сотню лужицких поселений, оставив на их месте «лунный» пейзаж. Теперь говорят, что эти котлованы на их местах хотят затопить, как Гитлер хотел затопить Москву, создавая на их местах озёра, а лужичан расселить по немецкоязычным городам, для ускоренной ассимиляции и разрешения славянского вопроса в Германии.
Пытается ли кто из славян помочь лужичанам? Оказывается, да. Вот, к примеру, польские депутаты воспользовались наработкой Сергея Мавроди, который защиты ради пунктов МММ придал им статус офиса-бюро депутата Государственной Думы, и, чтобы не допустить неправовых действий в отношении этих пунктов, польские депутаты Европарламента воспользовались правом организовать представительство депутата - бюро-офис в любом месте Европейского Союза. И польский депутат Сильвестор Чрушц (Sylwestr Chruszcz) открыл своё бюро-представительство в культурной столице Лужичан – Будышине, по-немецки в Бауцене.
Мне прислали просьбу сделать подобный шаг в отношении лужичан и со стороны России, но поскольку Россия не является членом Союза республик Европы, то надо передать это предложение русскоязычным депутатам Евросоюза из Прибалтики, организовать представительство-бюро этих русских на территории Лужицы, как польские депутаты.
Хочется верить, что президент В.В. Путин, как глава самой большой славянской страны, выступит с осуждением не только антисемитов, но и с осуждением славянофобов - немецких неонацистов и чиновников Германии, ущемляющих права самого маленького славянского народа на территории славянского края Лужица. (В России создано два немецких национальных автономных районов в Омской области и на Алтае.)
Лужичане обращаются ко всему миру, защитить их славянские школы от закрытия.
Сергей Прямчук
Московская обл., Серпуховской район.
Здесь видно, как замалёваны белой краской надписи на серболужицком языке, а на немецком оставлены нетронутыми.
25.04.2005 „Hdźe póńdu naše dźěći do šule? 50 kilometrow hač do přichodneje šule!“ a „Bjez šulerjow žadyn přichod!“ „Hdy póńdu naši sakscy politikarjo skónčnje jónu do šule?“ Protestne plakaty z tutymi hesłami přewodźachu sobotu skaterow na swojej čarje wokoło Chrósćic. Młodźinske towarstwo Pawk bě młodostnych namołwjało plakaty zhotowić a tak na hrožace zawrjenje srjedźneje šule w Radworju a Pančicach-Kukowje skedźbnić. Foto: SN/M. Bulank
SOS - SORBIAN SCHOOLS
SOS - SERBSKE SULE
SOS - SERBOLUZYCKIE SZKOLY
SOS - SORBISCHE SCHULEN
Ссылки:
http://www.chroscicy.sorben.com
http://www.ski.sorben.com
http://www.serbske-nowiny.de