СНГ: развод поневоле?

СНГ: развод поневоле?

После событий в Кыргызстане на постсоветском пространстве вновь стала актуальной тема существования СНГ как политического союза. Именно, политического, поскольку других реальных форм сотрудничества между бывшими советскими республиками нет. Есть остатки военного сотрудничества и, кроме того, нескольких баз – в Таджикистане, Кыргызстане, Армении и Грузии, сохраняется присутствие в виде арсенала в Приднестровье, советников в различных военных ведомствах в нескольких других государствах, а также так называемые миротворцы в Абхазии.

По сравнению с военным аспектом сотрудничества весьма бледно выглядит экономическая составляющая Содружества. За последние годы прозвучали лишь несколько скандалов с различного рода приватизацией российским бизнесом крупнейших предприятий в Украине и Казахстане, но по большей части взаимовыгода заключалась в трафике сырья, из-за чего аббревиатура СНГ одно время объяснялась как Содружество Независимых Газопроводов.

Однако, думается, не зря вопрос о будущем СНГ был вновь поднят в связи с «революциями» на постсоветском пространстве. С одной стороны сторонников новых властей в Тбилиси и Киеве оказалось больше, чем это предполагал Кремль, с другой стороны, выразить поддержку Ющенко и Саакашвили постарались все президенты стран СНГ, намного быстрее, чем это сделала Россия. В ответ российская пресса начала информационную войну против выбора грузинского и украинского народов.

Почему же так спокойно в России отнеслись к событиям в Кыргызстане? Только ли усталость от ожидания новых «революций», или Кремль все-таки научился прислушиваться не только к обещаниям президентов, но и к настроениям в обществе?

По всей видимости, об этом мы узнаем спустя какое-то время, когда станет ясно, какие новые рецепты развития кыргызско-российских отношений придумали в Кремле. Но сейчас становится очевидным одно очень важное обстоятельство: содружество президентов СНГ - уже не главный фактор в отношениях с Россией, и кроме диктаторов и авторитарных лидеров, сидящих в президентских креслах по 12-15 лет, есть и население, которое хочет (и уже может) решать судьбу иначе, чем предполагают собственные правители и их российские коллеги.

И еще одна важная часть взаимоотношений между странами СНГ, помимо привязки к «имперскому» центру, но которая никогда не учитывалась на протяжении всей истории существования постсоветского пространства - люди учатся определять свой выбор – выбор нового лидера, новой жизни, новых взаимоотношений. Россия не учитывала до сей поры это обстоятельство, потакая президентам, в первую очередь центрально-азиатских государств, во всех их начинаниях по увековечиванию себя в качестве пожизненных диктаторов.

Приходит другое время, когда Кремлю стоит приглядываться к тому, насколько градус недоверия общества к собственной власти превышает точку кипения. Конечно, еще не скоро Россия будет апеллировать такими понятиями, как «права человека» или «свобода слова», возможно, пройдет еще не один год для того, чтобы эти словосочетания были не пустым звуком, а наполнялись конкретной информацией и содержанием. Но пока на постсоветском пространстве не научатся уважать людей не потому, что они живут на территории, богатой нефтью и газом, а потому, что формальными обладателями этих богатств являются именно они, а не президенты, будут происходить события, подобные грузинским, украинским или кыргызским.

И не важно как они будут называться — революциями или восстаниями…

 

Олег Панфилов
«Оазиз»

Оценить статью
(0)