Сегодня в Андижане и другом узбекском городе - Карасу, где также произошли кровавые столкновения правительственных войск и мятежников-исламистов, обстановка стабилизируется
Как известно, в ночь на пятницу в узбекском городе Андижане произошел вооруженный захват тюрьмы и ряда правительственных зданий. Начался мятеж, подавленный тяжело и кроваво.
Как сообщил в субботу журналистам президент Узбекистана Ислам Каримов, "в общей сложности погибли десять человек в правоохранительных органах, со стороны преступников жертв, конечно, больше". Однако есть сведения, что погибших больше. И среди них женщины, дети, старики.
Группа неизвестных подъехала к зданию местной тюрьмы и открыла огонь по охранникам. Через 20 минут четыре тысячи заключенных оказалось на свободе. Незадолго до этого в Андижане произошел захват военного городка. Там восставшие добыли оружие. Позже в город вошли войска, провели штурм и полностью освободили административные здания. В субботу в Карасу были сожжены несколько зданий органов государственной власти, включая прокуратуру, отдел милиции и налоговой инспекции. Участники беспорядков никаких политических требований не выдвигали.
Неудачный мятеж в Узбекистане может объективно усилить положение России в Средней Азии, считают политологи. Ислам Каримов может отказаться от ставки на Америку и двигаться в сторону России. Хотя Каримов в первую очередь заинтересован в сохранении своего режима. И ему необходимо оружие, ориентированное на ведение боевых действий в горных условиях. Вряд ли такое вооружение поставят США.
Комментарий Михаила Шинковского, доктора политических наук, директора Института международных отношений ВГУЭС:
- Средняя Азия в последнее время становится регионом, стремительно меняющим свое геополитическое значение. В политической науке уже появился новый термин - "Большая Восточная Азия", потому что интересы самых разных стран, самых разных идеологий сталкиваются именно там. Кроме того, после распада СССР на территории Средней Азии возникли новые страны. Сразу было очевидно: события в Ферганской долине не были стихийными, были организованы извне. Исламский экстремизм оружия не складывает. Да и Ферганская долина - сложный район, населенный не только узбеками: национальный вопрос на пространстве постсоветских среднеазиатских республик всегда стоял остро. Возможно, эта ситуация развивалась бы иначе остро, если бы не одиозность режима президента Ислама Каримова. И очевидно, что после смены власти в Киргизии, скорее всего, очередь за Узбекистаном. Полагаю, Каримову достанет сил удержать власть. В том же Туркменистане подобный сценарий развития событий пока едва ли возможен. С одной стороны, он гораздо более этнически однороден, чем Узбекистан и тем более Ферганская долина. С другой стороны, не нужно забывать о том, что авторитарный режим туркмен-баши Сапурмурата Ниязова пока еще силен. Держится он на богатых природных ресурсах страны (газ, например), позволяющих добиваться от населения большей лояльности за счет социальных льгот. В России едва ли могут возникнуть беспорядки такого масштаба.
Андрей Вороной
«Ежедневные новости»