«Новый уровень»

В Голливуде любят ездить по наезженным тропам. Иногда путешествие удается, иногда не залаживается. Как это и случилось с попыткой продолжить приключения популярного агента ХХХ из кассового боевика 2002 года под названием «Три икса».

Идея той картины была довольно оригинальной: сделать этакого Джеймса Бонда для молодого поколения, у которого штаны сваливаются сами знаете откуда. Вместо элегантного английского разведчика, командора ВМФ Ее Величества королевы Великобритании Джеймса Бонда, несшего на себе нелегкое «бремя белого человека», режиссер Роб Коэн предложил в спасители западного мира расхристанного, бритоголового (не в стиле неонациста, а в парикмахерском смысле) мастера экстремальных видов спорта в исполнении восходящей тогда звезды Вина Дизеля.

«Дизельный» мотор лихо прокатил, а точнее, прокатал картину по всему миру. Открывшись в первый же уикенд проката 44 миллионами долларов сборов только в Америке, фильм собрал в североамериканском прокате более 142 миллионов долларов, а за пределами США и Канады добавил еще 132 с лишним миллиона.

Режиссер Коэн хорошо понял и применил секрет Дизеля, состоящий в том, что этот не слишком интересный как актер молодой человек оказался своим для самых разных представителей многорасового американского общества. Вина Дизеля считают своим афро-американцы, американцы латиноамериканского происхождения и белые американцы. Дело тут не только в элементах биографии актера, умело манипулируемых пиарщиками, но и в своеобразной универсальности внешности Дизеля, удачно вписывающейся в многорасовую палитру Америки и мира.

После успеха «ХХХ» продолжение было лишь делом времени. Но по разным причинам ни Дизель, ни режиссер Коэн не стали работать над второй серией. Поставить картину «Три икса 2: новый уровень» пригласили одного из режиссеров «бондианы» Ли Тамахори («Умри, но не сейчас»). Но что интересно, Тамахори с его опытом работы в бондовской серии не удалось создать даже ощущение того, что мы смотрим «квазибондовскую» картину. Кассовые результаты, точнее, отсутствие существенной кассы говорят сами за себя. За две недели проката в США и Канаде фильм собрал всего 20 миллионов долларов, и сборы стремительно падают. За пределами Америки сборы составили только 29 миллионов.

Причины кассового провала «Трех иксов 2» мне видятся в двух просчетах. Первый – концентрация действия в пределах США. Фильм в американском прокате имеет другое название – «Три икса 2: Положение страны»). И содержание названию соответствует, что сразу же снимает один из важнейших компонентов «бондианы», действие которой развивается в разных странах. Первый «Три икса», кстати, очень удачно использовал барочную и готическую экзотику Праги.

Поскольку зрителя не отвлекают и не развлекают виды иностранных городов, то он больше внимания уделяет сюжету. А сюжет в «Трех иксах 2» довольно примитивен. Новый агент ХХХ Дариус Стоун (Айс Кьюб) должен предотвратить военный переворот в США, приуроченный к выступлению либерального президента (Питер Страусс) в Конгрессе с «Посланием о положении страны». Все, что связано с этим переворотом, подано на уровне видеоигры, включая неуклюжие боевые сцены. Я уже не говорю, что главный злодей – министр обороны (Уиллем Дефо) настолько карикатурен, что даже обидно за Дефо, который несколько актерски поиздержался, сыграв в последние годы слишком много кинозлодеев.

И тут самое время сказать, что вторая проблема фильма – не в актерах второго плана, а с исполнителем главной роли. Я не большой поклонник Вина Дизеля, но в нем все же есть некий пусть чуть негативный шарм. Чего не скажешь об известном рэппере-афроамериканце Айс Кьюбе. Мне понятно желание создателей картины разыграть карту популярности Айс Кьюба. Но он принес на экран весь негативизм рэп-музыки и тяжелый багаж городского бандитизма, который подпитывает рэп.

Да, по сценарию, Дариус Стоун в исполнении Айс Кьюба порвал с прошлым и стал героем-спецназовцем. Но кто помогает ему сорвать заговор в Вашингтоне? Конечно же, в основном чернокожие бандиты, срочно переквалифицировавшиеся в американских патриотов.

Наверное, это выглядит на бумаге (сценарий Саймона Кинберга) политически корректно, но на экране это послание читается довольно двусмысленно.

Единственное, что утешает, – продолжение сериала вряд ли состоится.

 

Сергей Рахлин,
Лос-Анджелес
VOA

Оценить статью
(0)