Детей лишат медпомощи постепенно

Детей лишат медпомощи постепенно

Детей лишат медпомощи постепенно

На прошлой неделе думский комитет по охране здоровья организовал “круглый стол” на тему: “Законодательные аспекты охраны здоровья детей”. На нем выяснилось, что уничтожение уникальной отечественной педиатрической системы будет продолжаться. Но постепенно.

Будущее под вопросом


Председатель Комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева напомнила собравшимся, что “ситуация со здоровьем детей в России продолжает ухудшаться. Каждый год численность детей сокращается в среднем более чем на 1 млн. человек”. Даже с учетом того, что младенческая смертность медленно падает, она остается в 2-3 раза выше, чем в европейских странах. Стабильно высоким продолжает оставаться уровень смертности детей (особенно в возрасте от 10 до 17 лет) от суицидов, несчастных случаев, травм и отравлений. Число детей-инвалидов за последние пять лет увеличилось более чем на 155 тысяч и составляет более 600 тысяч человек. Растет потребность детей в медпомощи, особенно в высокотехнологичных видах специализированной помощи.

В то же время, в РФ сокращается коечный фонд детских больниц (без увеличения средств на амбулаторно-клиническую помощь детям). Средства консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов не обеспечивают реальные потребности детей в охране здоровья. Как снежный ком нарастает коммерциализация медицинской помощи детям. “В этой связи, считаю, следует с особым вниманием отнестись к проекту закона о госгарантиях медицинской помощи, где нужно решить все проблемы оказания медпомощи детям”, - указала председатель комитета.

В отрасли не хватает кадров. Все меньше становится участковых педиатров и детских медсестер - из-за очень низкой зарплаты эти специалисты уходят на другую работу. После принятия 122-го закона и отмены льгот особенно усилился отток педиатров из сельской местности. По мнению Яковлевой, без совершенствования законодательства и необходимого финансирования все принимаемые правительством документы “так и останутся очередными декларациями”. Ведь “сейчас никто нам не может сказать, сколько стоит охрана здоровья детей, сколько денег тратится на льготное питание, на школьную медицину, на профилактику и т.д. и т.п. Без расчетов реальных потребностей детского населения в видах и объемах медицинской помощи мы с места не сдвинемся”.

Глава комитета напомнила, что с начала будущего года заканчивается финансирование Федеральной целевой программы (ФЦП) “Дети России” и подпрограммы “Здоровый ребенок”. “Поэтому от представителей министерств мы хотели бы услышать, как будет финансироваться эта подпрограмма в 2006 году, каковы перспективы продления программы “Дети России” и ее подпрограммы “Здоровый ребенок” на 2007 - 2010 годы”.
Яковлева также указала на необходимость “возрождать систему профилактики”, “совершенствовать систему профилактических осмотров”, “законодательно решать проблему ликвидации йодного дефицита”, для чего необходима подготовка соответствующего проекта закона. Да и это не панацея: “Надо принципиально пересмотреть подходы к подготовке и принятию законов. Законы принимаются без анализа последствий их реализации на положение детей. Поэтому мы поддерживаем предложение РАМН и Союза педиатров России о необходимости специального закона об охране здоровья детей. Нужно также вносить изменения в бюджетное, налоговое законодательство, устранить все коллизии, возникшие в связи с принятием 122-го закона”, - предложила Яковлева. Кроме того, “сейчас решение основных проблем по охране здоровья детей легло на плечи регионов, на органы местного самоуправления. Причем денег им практически не добавили!”

Яковлеву поддержала Валентина Пивненко, председатель Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока. Ее беспокоит, что проблемные территории, имеющие свою специфику, особые условия жизни, влияющие и на детей, остались без внимания. “Отношение к ним у государства сегодня - как у злой мачехи! - сказала председатель “северного” комитета. - Ведь любая проблема должна находить свое решение, в том числе, и в финансировании. А пока не будут находиться деньги на детей, любые законодательные инициативы будут или половинчатыми или никакими”.

Пивненко напомнила, что за последние годы состояние здоровья детей-северян значительно ухудшилось, детская заболеваемость в 2 - 2,5 раза выше, чем в других регионах (это при снижении рождаемости более чем на 30% и росте смертности на 42%). На “северах” практически не растет число детских больниц, детсадов, школ, оснащенных системами очистки и обеззараживания воды. Пивненко предлагает вернуться к формированию в рамках ФЦП “Дети России” подпрограммы “Дети Севера”. Поскольку свертывание этой подпрограммы привело к резкому сокращению числа медосмотров детей, оказания им лечебно-профилактической и консультативной помощи. Депутат высказалась также за создание недорогих спортивных центров, где дети могли бы заниматься физкультурой и спортом. По словам Пивненко, обострилась и “проблема проезда детей-северян к месту отдыха и обратно, проблема определения стоимости этого проезда - в связи с тем, что уничтожена норма закона об установлении льготных тарифов (“денег нет”)...”

Зампред комитета по образованию и науке Сергей Колесников акцентировал внимание собравшихся на необходимости совершенствования охраны здоровья матери и ребенка. И, соответственно, разработки “комплексной ФЦП охраны здоровья матери и ребенка”, поскольку разделять понятия здоровья матери и здоровья ребенка, по его мнению, нельзя. Он предложил также ввести социальное страхование школьников, поскольку “школа - это промышленное предприятие, где налицо все вредные факторы”. Вдобавок, и в новом Жилищном кодексе, и в связанных с ним законах “права детей практически не оговорены и совершенно не отрегулированы положения, способствующие демографической политике и охране здоровья детей”.

Насчет медицинского страхования детей и взрослых Колесников полагает, что по действующему законодательству это никакое не страхование, а налог на оказание минимума медуслуг, да и то декларированных: “Разговоры о том, что мы обеспечим достаточное количество средств, необходимых для оказания медпомощи, - не более чем разговоры, поскольку нет страхового принципа: на закон об ОМС не распространяются даже нормы закона о страховом деле!” В стране отсутствуют минимальные социальные стандарты. “Я сторонник отдельного кодекса об охране здоровья детей”, - повторил депутат.
Зампред комитета ГД по делам женщин Тамара Фральцова акцентировала внимание на проблеме нормативного обеспечения отдыха сирот и детей из неблагополучных семей: оно “должно быть не только в форме региональных программ, но и иметь обязательный федеральный стандарт”.

Стоны из регионов


Участники обсуждения отметили: отдельные меры, принимаемые государством в сфере охраны здоровья детей, не отвечают сложившимся социально-экономическим условиям и отдают формализмом, поскольку не сдерживают “снежный ком” негативных демографических процессов и тенденций ухудшения состояния здоровья детей, не обеспечивают необходимых темпов снижения материнской и младенческой смертности.

Более того, снижается и нынешняя планка правовых гарантий детям. Право детей на бесплатную медпомощь урезается. Бюджетные ассигнования на финансирование здравоохранения не отвечают реальным потребностям и не обеспечивают реализацию прав многих детей на получение своевременной качественной медпомощи, что ведет к ее повальной коммерциализации.

Так, представитель Минздрава Астраханской области Сергей Красовский предложил “законодательно поднять статус нашей участковой педиатрии и акушерско-гинекологической службы, иначе мы ее просто потеряем”. Руководитель Детского научно-практического центра противорадиационной защиты Лариса Балаева напомнила, что “122-й закон оставил непроработанными большинство аспектов прав детей с ограниченными способностями. В частности, снята норма о лекарственном обеспечении детей-инвалидов.

Детям с сахарным диабетом снимают инвалидность в связи с временной нормализацией результатов анализов крови - но это же просто неграмотно!” Завлабораторией правовых проблем охраны здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН Юрий Лапин призвал законодателей “во всех регионах ввести должность уполномоченного по правам ребенка”.
Депутат ГД Ольга Борзова побеспокоилась “о судьбе педиатрической службы и финансовом перекосе в сторону врача общей практики”. Главврач Климовской райбольницы и глава комитета Брянской облдумы по социальной политике Анатолий Галькевич подтвердил: “Минздрав ставит на семейного или участкового врача общей практики. Но это будет, мягко говоря, фельдшер с дипломом о высшем образовании! На селе предлагают сократить медпомощь в больнице - и перенести на дом. Ну попробуйте это сделать на селе, где большие расстояния и нет общественного транспорта! Согласно планам министерства, чтоб дать большую зарплату врачу общей практики (10 тыс. руб.), надо сократить пять врачей высококвалифицированных, с большим опытом работы, получающих сейчас 1200 - 1500 рублей в месяц! Разрушая отлаженный механизм, ничего хорошего не добиться!”

Большинство этих предложений нашли отражение в рекомендациях.


Необратимость при проигрыше темпа


А вот что ответили общественности представители министерств и ведомств. Руководитель Федерального агентства по здравоохранению и соцразвитию Вячеслав Прохоров “перевел стрелки” на места: “Большинство субъектов РФ должных средств на охрану здоровья детей не выделяют, и федеральный центр вынужден эти объекты в итоге вытаскивать и финансировать. Многие, включенные в региональные “отраслевые” программы строительства объекты, откровенно говоря, пролоббированы, и не всегда в них есть необходимость”. Опять регионам двойка.

Замдиректора департамента молодежной политики Минобрнауки РФ Игорь Беляк предложил “пересмотреть систему физвоспитания при учебных заведениях, которой сейчас уделяется мало внимания”. Плюс - активизировать казенную антинаркотическую пропаганду в школах.

А Ольга Шарапова, глава минздравовского департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства сосредоточилась на геройской “роли Михаила Юрьевича Зурабова” в российской эволюции (в данном случае - в выбивании у скупого Минфина денег на здравоохранение). Впрочем, чиновница поговорила и о предмете обсуждения. Получилось такое: “Сейчас мы в министерстве решаем технический вопрос - проходит акция протеста детей-инвалидов. Думаю, Прохоров рассказал уже вам, что растет финансирование лечебно-профилактических учреждений, и многие из них уже отремонтированы. За последние 5 лет у нас количество детей в общей сложности, конечно, уменьшилось - потому что больше стало больных женщин, а они рожают больных и недоношенных детей. Еще со времен Гиппократа говорили: здоровое дитя способна родить только здоровая мама. У детей старшего школьного возраста примерно по три хронических заболевания. Мы будем постепенно вводить институт врача общей практики в педиатрии, дабы привлечь в педиатрию больше высококвалифицированных специалистов!”

 

Вадим Барабанов, Солидарность № 20
Институт Коллективное действие

Оценить статью
(0)