"Уберите русские базы, но только не в Армению"

"Уберите русские базы, но только не в Армению"

"Уберите русские базы, но только не в Армению"

“Московские генералы думают, что находящаяся в Армении военная техника – их собственность. Если понадобится, она в несколько часов станет нашей”, - примерно так несколько лет назад выразил свою заветную мечту высокопоставленный армянский офицер во время приватной беседы с автором этой статьи в здании Минобороны Армении.

Это прекрасно понимает и Баку, и настойчиво просит президента Саакашвили не допустить вывода русских военных баз из Грузии (прежде всего, 62-й, ахалкалакской базы) в Армению, а не в Россию. Однако на сегодня этот вариант выгоден как для Тбилиси, так и для Москвы. Для Тбилиси – потому что перевод российской боевой техники и вооружения из Ахалкалаки в Гюмри (Армения) может быть осуществлен быстрее, чем сперва переброска в Батуми, а затем вывоз из Грузии на десантных кораблях. Москву же перевод ахалкалакской базы на 102-ю гюмринскую устраивает потому, что в этом случае мощь российской “военной машины” на Южном Кавказе не уменьшится.

Начальник генштаба вооруженных сил России генерал Юрий Балуевский уже высказал мнение о возможности вывода части российских баз из Грузии в Армению. Официальный Ереван, со своей стороны, встречает это с радостью. Министр обороны Армении Серж Саркисян не скрывает, что его страна является сторонницей усиления российской базы в Гюмри.

По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, “вопрос о выводе российских военных баз из Грузии в Армению будут решать только Москва и Ереван”.

Однако в этом случае возникнет весьма интересная проблема. Согласно адаптированному Договору об обычных вооружениях в Европе, Армения (так же, как Грузия и Азербайджан) имеет квоту вооружения - 220 танков, 220 бронетранспортеров, 285 артиллерийских установок калибром свыше 100 мм, 50 ударных вертолетов и 100 боевых самолетов. Т.е., каждая из республик Южного Кавказа не может иметь вооружение, превышающее данную квоту.

На вооружении Республики Армения на сегодняшний день находятся 110 танков, 110 бронетранспортеров и боевых машин пехоты, 229 артиллерийских установок. Россия на своей 102-й базе в Гюмри имеет 74 танка, 171 бронемашину и 84 артустановки.

На ахалкалакской же военной базе размещены 41 танк, 67 бронемашин (точнее, 38 из них были направлены в Цхинвальский регион, в распоряжение российских миротворцев, и на месте осталось 29 единиц) и 64 артустановки. После перевода ахалкалакской базы в Армению, на территории этой страны окажется 110+74+41=225 танков, 110+171+29=310 бронемашин и 229+84+64=377 артиллерийских установок…

В этом случае, Армения и Россия, вероятно, воспользуются предусмотренным в Договоре об обычных вооружениях в Европе правом на временную дислокацию, дающим возможность временного размещения 153 единиц танков и другого вооружения сверх квоты.

Впрочем, Еревану и не придется идти на такие “мучения”, поскольку в Нагорном Карабахе, признанном “белым пятном”, и без того укрыто несколько сот единиц боевой техники (возможно, даже больше, чем официально числится на вооружении армянской армии), которые до сих пор не сосчитаны европейскими военными экспертами. (В Грузии аналогичное положение – в Абхазии и Цхинвальском регионе.)

Политический поединок в связи с тем, будет ли выведена российская боевая техника из Грузии в Армению, возник не случайно: задействование на полную мощность нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан значительно усилит экономику Азербайджана, и не исключено, что президент Алиев начнет восстанавливать территориальную целостность своей страны силовым путем. Армении же, которая по экономическим возможностям с Азербайджаном сравниться не может, приходится уже сегодня думать о вооружении российской военной техникой и боеприпасами.

Т.е., заветное желание того высокопоставленного офицера может исполниться, - армянские военные завладеют арсеналом российской базы (даже в случае несогласия Кремля) и ввяжутся в ожесточенную борьбу с азербайджанской армией.

Это предположение подтверждается еще одним аргументом: успехам Армении в войне 1993-94 гг. способствовало, в первую очередь, и то, что именно через территорию Грузии русские генералы оказывали значительную помощь Еревану и Степанакерту.

Если же вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном возобновится, очень трудно поверить, что президент Саакашвили предоставит русским военным в Армении возможность ввезти дополнительное вооружение. Грузия должна будет постараться соблюсти полный нейтралитет, а пострадает при этом, в первую очередь, Армения, поскольку окажется почти в полной блокаде. А если Ереван попытается использовать иранский маршрут, против этого, вероятно, выступят США.

 

Ираклий Аладашвили
газета “Квирис палитра”, Тбилиси
Российско-грузинский информационно-аналитический сайт

Оценить статью
(0)