Особые экономические зоны: государству принадлежит все!

Особые экономические зоны: государству принадлежит все!

Особые экономические зоны: государству принадлежит все!

9 июня Государственная Дума рассмотрит в первом чтении закон "Об особых экономических зонах". Член бюджетного комитета, выпускник МВТУ им. Баумана, Валерий Гальченко убежден, что закон нуждается в существенной переработке.

Это мнение основано на длительном изучении вопроса. Валерий Гальченко является одним из инициаторов создания технопарка на территории г.Дубны, входящей в его  избирательный округ. На протяжении последнего года он активно занимался разработкой эффективного подхода к созданию технико-внедренческих особых экономических зон.  Главная проблема, по мнению депутата,  состоит в том, что не определены результаты, которые будут достигнуты с помощью данного проекта. Ставится общая цель -стимулировать экономический рост, при этом не определяются конкретные показатели, которых необходимо достичь. В то же время, экономические механизмы, заложенные в законе, по сути, превращают технопарки в оффшоры, в которых дешевая российская рабочая сила создает продукт для западных кампаний.

В частности, в документе предусмотрен льготный таможенный режим для товаров, ввозимых из-за рубежа в ОЭЗ и вывозимых из них за границу. При этом с товаров, с товаров, перемещаемых из зоны на территорию России, по полной программе взимаются таможенные пошлины, НДС и акцизы.    

Много сомнения вызывают предложенные схемы финансирования проектов технопарков. Очевидно, что данный проект может быть только национальным и осуществляться на федеральные средства. Сегодня он возможен только потому, что в стране создан Стабилизационный фонд. Разработчики же закона ведут речь о софинансировании проекта со стороны федерального центра и регионов. Очевидно, в этом случае технопарки не будут созданы: у регионов нет денег.

Единственным свободным субъектом ОЭЗ является государство. Прочие участники проекта – регионы, муниципалитеты и предприниматели никак не участвуют в управлении особой экономической зоной и не получают никаких рычагов влияния на ситуацию. Кроме того, законно сильно ограничивает активность предпринимателей, заставляя подстраиваться под те виды деятельности, которые разработало государство. 

Между тем, главным двигателем развития высокотехнологичных производств являются предприниматели, поэтому именно они решают, где и чем собираются заниматься, во что вкладывать деньги, предлагая государству свои бизнес-проекты.  Вместо стимулирующих условий для развития высоких технологий потенциальные инвесторы получили крайне сложную и громоздкую  процедуру согласований и регистраций в начале работы, многочисленные проверки в процессе деятельности и, в качестве компенсации – половинчатые льготы и небольшие послабления по таможенному режиму.

Валерий Гальченко убежден: для того, чтобы ОЭЗ успешно развивалась, совершенно необходимо, чтобы все участники проекта должны иметь возможность влиять на принятие решений, касающихся ее функционирования. Речь идет как о субъектах и муниципалитетах, так и о предпринимателях-резидентах. Для реализации этой задачи необходимо создать при управляющем государственном органе наблюдательный совет, в который будут введены как представители территорий, так и представители бизнеса, объединенные в рамках саморегулирующейся организации. В связи с этим законопроект «Об особых экономических зонах» должен быть дополнен специальной главой, вводящей понятие Наблюдательного совета, а также регламентирующей принципы создания СРО в особых экономических зонах.

Очень важно более подробно регламентировать принципы и механизмы развития и управления ОЭЗ. Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективное управление подобными проектами невозможно без профессиональных девелоперов, способных осуществлять задачи комплексного развития территорий. Эту роль, по мнению депутата, не могут выполнять ГУПы. Необходимы частные компании, привлекаемые на конкурсной основе. При этом в конкурсах должны участвовать и зарубежные фирмы, которые зачастую смогут работать гораздо эффективнее своих российских коллег. Ведь у иностранцев уже есть опыт развития подобных технопарков. А, кроме того, вслед за иностранными девелоперами в Россию могут прийти иностранные инвесторы. 

Необходимо также более подробно прописать условия осуществления основной деятельности со стороны резидентов, их взаимоотношения с «внешним миром», другими субъектами предпринимательской деятельности, работающими в ОЭЗ и т.п. Самое главное – обеспечить возможность беспрепятственного «выхода» «совокупного инновационного продукта» на территорию России.

И, наконец, необходимо обеспечить более привлекательные условия для тех предпринимателей, которые и станут резидентами ОЭЗ: серьезные налоговые льготы, упрощение процедур регистрации, а также большая свобода в выборе деятельности.

Только при выполнении этих условий можно создать эффективно работающие «бизнес-инкубаторы», способные производить законченные инновационные продукты и являющиеся «точками роста» для соседних территорий и страны в целом.

Оценить статью
(0)