В условиях, когда бюрократия полностью освобождена от ответственности перед обществом, она не заинтересована в развитии экономики страны. С такой характеристикой приоритетов бюджетной политики Минфина выступил на пресс-конференции 8 июня научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. Мероприятие было приурочено к рассмотрению основных параметров проекта федерального бюджета на 2006 год в правительстве РФ.
«Когда мы говорим, что бюджетное планирование является лживым и заведомо не соответствующим действительности, мы должны учитывать, что Минфин руководствуется в бюджетном планировании прогнозом Минэкономразвития, таким образом, Минфин опирается на данные, не соответствующие действительности», - заявил М. Делягин. По его словам, в прогнозах МЭРТ искажается самый главный параметр, который определяет все развитие российской экономики – это цена нефти, от которой зависит более 60% валютных поступлений России.
Делягин напомнил, что средняя цена нефти, заложенная в бюджет этого года, должна составить $39 за баррель. «Однако на протяжении первых пяти месяцев цена была $44 и выше, а это означает, что, чтобы соответствовать бюджетным проектировкам, с августа цена должна провалиться до уровня $34 за баррель или ниже. Понятно, что так не бывает, цена нефти так быстро упасть не сможет», - заметил экономист. По его оценке, запланированная в бюджете «цена нефти на текущий год выглядит откровенным издевательством».
«Фундаментальная причина дорогой нефти – то, что человечество столкнулось с наглядной нехваткой природных ресурсов. Это уже все понимают, кроме чиновников МЭРТ, которые делают вид, что они этого не понимают», - добавил экономист.
По данным Михаила Делягина, реальным темпам экономического роста не соответствовал и прогноз МЭРТ о том, что экономический рост в этом году составит 6,5%. Экономист сослался на признания сотрудников все того же Минэкономразвития, что «в рамках сложившейся модели к 2008 году мы выше 4,5 % экономического роста получить не можем теоретически, а, скорее всего, получим структурный кризис».
«Когда происходит такое резкое колебание базовых прогнозов, которые лежат в основе бюджета, то все, что сделано на основе этого бюджета, надо существенно переделывать», - считает экономист. По его мнению, темпы экономического роста в этом году не могут быть выше 5,8%. «В первом квартале было 4,9%, а с учетом ухудшения конъюнктуры из-за усиления силового рэкета - того, что президент деликатно назвал налоговым террором, если будет показатель чуть-чуть выше 5%, это уже будет большая удача», - уверен Делягин.
Учитывая разницу между реальными и номинальными доходами бюджетников, увеличение которых обещало правительство, экономист подсчитал, что в ближайшие три года средняя годовая инфляция планируется на уровне 10%. По его оценке, это правдоподобный показатель. «Но когда на трибуну вылезает товарищ Кудрин и радостно рассказывает, что в 2006 году инфляция будет 7-8% (но неплохо бы уточнить, все-таки, 7% или 8%, так как это существенная разница для бюджетного планирования, все-таки деньги делить будут), в 2007 году – 6%, а в 2008 – 4-5,5%, это выглядит не соответствующим реальности», - отметил М. Делягин.
«Мы можем оценить достоверность бюджетного планирования по 2005 году, основываясь на новых данных о доходах бюджета», - подчеркнул экономист. По его словам, доходы в бюджете 2005 года были занижены почти на 40%. «Когда подсчитали, какие доходы мы реально соберем в этом году, то они оказались выше заложенных в бюджет на 1 трлн. 260 млрд. рублей, то есть на 37,9%. Это чудовищная разница - почти на 40% доходы были занижены. Причем из этой суммы не более 270 млрд. приходится на дополнительные доходы, которые нельзя было запланировать, потому что они были получены за счет выколачивания денег из ЮКОСа, «Сибнефти» и башкирских нефтяных компаний. Это были деньги, обусловленные политически. Но ошибиться на триллион за год – это признак высочайшей безграмотности и высочайшей безответственности! И вина за это целиком лежит на Минфине, потому что Минэкономразвития, конечно, ошибается. Но все-таки не настолько», - сказал Михаил Делягин.
Экономист подчеркнул, что когда в стране доходы вырастают почти на 40%, а расходы только на 12%, это означает, что у государства в избытке денег, которые при ином стечении обстоятельств могли бы быть направлены на решение острейших социальных проблем и развитие экономики страны. «Но есть категорическая позиция: Минфин и правительство не хотят тратить деньги на развитие страны», - уверен г-н Делягин.
«Когда нам говорят, что Стабилизационный фонд составляет 522 млрд. рублей, то возникает ощущение, что это все деньги, которые лежат мертвым грузом на счетах федерального бюджета. Неправда. По официальным данным Минфина РФ на 1 января этого года, на счетах федерального бюджета лежало 930 млрд. рублей, из которых только 522 млрд. были оформлены как деньги Стабфонда, и об этом кричали на всех углах, но об остальных 408 млрд. молчали. На 1 мая денег в Стабфонде денег стало 858 млрд. рублей, а в то же время, без движения на счетах федерального бюджета лежат 1 трлн. 448 млрд. рублей. Это реальный масштаб так называемой стерилизации денежной массы», - сказал Михаил Делягин.
Экономист добавил, что уже вполне официально признается, что смысл замораживания денег в федеральном бюджете - это вовсе не создание некоего запаса на «черный день», а это такая борьба с инфляцией. «Но все-таки, правительство существует не ради борьбы с инфляцией, правительство существует ради развития страны. И когда у нас целиком недоинвестированная страна, когда у нас из-за недоинвестирования в инфраструктуру происходят техногенные катастрофы в масштабах четырех субъектов федерации, которая даже по данным МЭРТ затронула 2 млн. человек, может быть, имеет смысл немного денег вкладывать в развитие страны? Пусть даже инфляция будет побольше», - отметил М.Делягин.
Однако замораживание огромных сумм на бюджетных счетах имело бы смысл, если бы инфляция была действительно вызвана избыточной денежной массой. Но, по словам Делягина, даже правительственные аналитики признают, что инфляция не вызвана монетарными факторами, что «всплеск инфляции, который у нас идет со второй половины прошлого года, происходит в условиях сверхжесткой финансовой политики, что подтверждает официальная статистика Центробанка».
По данным, приведенным М. Делягиным, из 7,3% инфляции за первые пять месяцев монетарными факторами обусловлены не более 3,5%, все остальное – это фактор немонетарный. «Разгон инфляции практически целиком идет за счет немонетарных факторов, за счет произвола монополий на всей уровнях», - заверил экономист.
«Конечно, бороться с произволом монополий не просто, это работа, которая требует конкретных воздействий на экономику, а правительство, которое категорически отказывается от каких-либо обязанностей перед своей страной, это делать не только не хочет или не умеет, но оно это делать еще и не может по идеологическим соображениям. Федеральное правительство последовательно отказывается от своих обязательств, считая, что у него есть одна обязанность – уходить из экономики, и оно будет это делать до тех пор, пока экономика не рухнет, потому что государство – это все-таки скелет экономики», - полагает Михаил Делягин.
По его мнению, правительство только демонстрирует борьбу с инфляцией за счет стерилизации доходов бюджета и отказывается вкладывать эти деньги в развитие производства и инфраструктуры страны. Экономист сравнил действия правительства, которое вместо борьбы с монополизмом занимается замораживанием денег на бюджетных счетах, с действиями доктора, который лечит перелом руки дозами сильнейших антибиотиков. «Когда нам говорят, что стерилизация денежной массы предпринимается для борьбы с инфляцией - это сказки, это борьба с переломом руки при помощи тяжелых антибиотиков», - сказал г-н Делягин. По его мнению, в результате больной окажется с переломом руки и разрушенным иммунитетом, а страна в результате чрезмерно жесткой финансовой политики - с разрушенной экономикой и нарастающей инфляцией.