К самому знаменитому современному русскому путешественнику Федору Конюхову применим титул «первый». Он первый и пока единственный в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: северного географического (три раза), южного географического, полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты) и Мыса Горн (полюс яхтсменов). Также он первым в России совершил одиночный поход на лыжах к Северному полюсу; одиночное кругосветное плавание нон-стоп на яхте по маршруту Сидней — Мыс Горн — Экватор — Сидней за 224 дня; одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды — массив Винсон. Сейчас шкипер Конюхов снова в строю — с 2004 по 2006 год он находится в одиночном кругосветном плаванье в режиме нон-стоп. Попутного ветра!
Досье «Люблю!»
Федор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 года в Приазовье. Отец — потомок рыбаков-поморов из Архангельской губернии, мать — уроженка Бессарабии.
К 50 годам совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений. Кроме морских походов путешествовал на лыжах, собачьих упряжках и верблюдах. Капитан дальнего плавания. Яхтенный капитан. Совершил три кругосветных плавания, пятнадцать раз пересек Атлантику, один раз на весельной лодке.
Его называют универсальным путешественником, потому что в его активе десятки разнохарактерных походов. В честь 850-летия Москвы он решил взойти на горные вершины всех континентов Земли. И взошел — после пяти лет альпинистской подготовки.
Заведующий лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях Современной гуманитарной академии. Член Союза художников России, автор более 3000 картин, участник российских и международных выставок. Член Союза писателей России. Автор девяти книг. Издатель собственного журнала «Журнал Федора Конюхова». Пишет стихи и сочиняет музыку для органа.
Обладатель приза ЮНЕСКО «За честную игру». Занесен в энциклопедию «Хроника человечества».
Недавно на собственные средства построил в Москве необычную часовню в честь погибших моряков, альпинистов и путешественников. В ней установлено 8 морских иллюминаторов, над входом вмонтированы кованые якоря, а по периметру — якорная цепь. На фасаде есть таблички с именами героев-путешественников — в том числе Георгия Седова, Жака Ива Кусто, Тура Хейердала, Юрия Сенкевича.
Женат, супруга Ирина — доктор юридических наук, профессор. Имеет сына Оскара и дочь Татьяну. Есть внуки.
Сын рыбака
Федор Конюхов вырос в простой крестьянской семье, в которой было пятеро детей: три сына и две дочки. С ранних лет все дети трудились на колхозном поле и домашнем огороде, а Федор еще и частенько ходил с отцом-рыбаком по Азовскому морю. Он с удовольствием нес вахту на руле, помогал рыбакам вытаскивать сети.
Федор вспоминает, что с детства интересовался растениями, животными, птицами. Частенько даже убегал из школы, чтобы побыть с лошадьми, понаблюдать за жизнью окружающего мира. Ему было интересно все связанное с природой! А вот любые жесткие системы он никогда не любил — в том числе и систему школьную: «Мне было скучно в школе. Я хотел не только читать «о жизни», я хотел видеть жизнь!»
К дальним путешествиям Федор готовил себя с ранних лет. Еще в детстве он научился хорошо плавать и нырять, ходить на шлюпке на веслах и под парусом. Купался в холодной воде, спал на сеновале. Начитавшись Жюля Верна, в 15-летнем возрасте совершил свой первый морской поход — на гребной лодке пересек Азовское море. С этого момента и ведет отсчет своей «морской болезни».
Статус: волк-одиночка
Поняв, что море его призвание, Федор окончил Одесское мореходное и Ленинградское полярное училище, получил специальности штурмана-навигатора и судового механика (а позже поучился еще и в духовной семинарии!). В 1977 году он организовал плавание яхты по маршруту Беринга в северной части Тихого океана. Любознательный следопыт хотел узнать, как соотечественники на утлых суденышках три столетия назад открывали острова и заливы, Русскую Америку, основывали там поселения. Подобные благородные цели Федор преследовал и позже при походах на Камчатку, Сахалин, Командорские острова. На Чукотке ходил на собачьих упряжках — оценивал возможность достичь на них Северный полюс. И всюду интересовался бытом — как люди выживают в трудных условиях севера?
Получив хороший опыт лыжных полярных походов, Федор в 1990 году сам отправился к полюсу и с этого момента фактически стал «волком-одиночкой»: хоть позже он и участвовал в массовых походах и соревнованиях, чаще всего предпочитал путешествовать без команды.
Всем смертям назло
Конюхов трижды переворачивался в море, и каждый раз ему удавалось спастись — Федор считает, что кто-то хранит его жизнь. Однажды перед очередной международной гонкой его предупредили: «На твоих парусах вместо двух швов по краю прострочен один. Кто-то схалтурил». Надо было везти паруса в мастерскую, но Федор поленился. И вот шторм, яхта лежит, паруса ушли под воду. На глазах у Конюхова шов рвется, вода стекает с парусов и... яхта поднимается! А если бы было два шва, как положено, она бы не встала! Мистика? Она самая. И все это случилось 4 апреля 2000 года — на Пасху. А в такие знаки путешественник очень верит.
Еще один раз он чуть не погиб, когда был в плаванье вместе с женой и сыном. В тот раз яхта начала ломаться из-за ошибок в конструкции. «Все случилось из-за меня, — вспоминает Федор. — Никто раньше не строил яхту для одиночки длиной 25 метров, максимум — 18. А я захотел, и мне сделали. Ну и мачту, соответственно. От ветра и качки мачта начала гнуться, по корпусу пошли трещины. А это было в том самом месте, где погиб «Титаник», — холодина, айсберги. Четыре дня нужно пароходу, чтобы дойти туда — в центр океана! Если бы у нас киль отвалился, мы бы в одну секунду перевернулись. Но Бог и в этот раз спас…»
Фиалка от Ирины
Конюхов относится к океану, как к живому существу, обладающему разумом и волей. Считает, что если обращаться к нему по-человечески, но без фамильярности, то, может, он и пощадит. А вообще, перед каждым новым походом он всякий раз долго настраивает себя. Когда готовился к полярным походам, перед сном включал магнитофон, где на кассете звучал его собственный голос: «Я дойду до полюса!» Так и спал под эту запись.
В тяжелые моменты он иногда пускается на хитрости. Например, когда попал в очередной ураган. В каюте стояла фиалка — ее перед плаванием принесла жена Ирина. «Я молился как бы за ее спасение, хотя на самом-то деле просил и боялся за себя. В другой раз просил Бога пожалеть черепашек, что живут на яхте. Каждый ищет свою лазейку, за что-то хватается. Я потому и в одну из кругосветок не на яхте, а на весельной лодке пошел — чтобы не ставить рекорды, а примириться с океаном. Примириться — не помериться!»
…Когда Федора спрашивают, кто он по жизни — путешественник, писатель или художник, Конюхов всегда отвечает: «Стараюсь не зацикливаться на чем-то одном, хочу попробовать в жизни все! Меняю маршруты путешествий и так же поступаю, когда рисую: сажусь и прикидываю, как сделать, чтобы было иначе, чем в прошлый раз. А как только остановлюсь — значит все, пора на покой. Но пока не хочу!»
«Путешествуя, я ищу смысл жизни»
(Из интервью и личных дневников Федора Конюхова)
«Через свои путешествия я ищу объяснение смысла жизни. Мне хочется знать, зачем человек рождается, растет, проходит через множество трудностей, женится, приносит в мир детей, а затем умирает, и то же происходит с его детьми, и так бесконечно».
«Сколько у меня врагов среди художников, альпинистов, полярников, яхтсменов! Всех бесит, что я делаю. Они с яростью нападают на меня и всячески хотят опорочить. Я прекрасно понимаю, что им не дано. Да они и не хотят вот так стоять и смотреть, как наше солнце уходит за горизонт океана. И только я могу позволить себе его созерцать. Только Федор Конюхов ушел в плавание, чтобы быть свободным даже взглядом на солнце… Многие из толпы желают ущипнуть меня. Но проглотить пока еще никому не удавалось — я не по зубам».
«Я хотел быть и, пожалуй, стал скандальной личностью. Спорной, непонятной, противоречивой. Да, я хочу быть таким, и мне это нравится. Мне нравится, что у меня есть друзья и враги».
«Вот я спустился с Эвереста — в темноте, слепой, с завязанными глазами. Я там все передумал о жизни. И стал другим. Кстати, дотронуться до склона Эвереста не так просто. Надо, чтобы приняла тебя гора. Ты должен сначала духовно пройти этот путь. Сказано ведь: «Если ты находишься здесь телом, но не находишься духом, то сие бесполезно».
«Только когда преодолеешь самого себя, тогда лежащая впереди дорога или подъем к вершине превратятся в символ, в инструмент связи с внешним миром и познания предела человеческих возможностей».
Ольга Стопинская
«Люблю»