Самый массовый за последние несколько месяцев митинг оппозиции закончился составлением протокола об административном правонарушении. После того как 12 июня на Лубянской площади, в сквере у Соловецкого камня вместо заявленных 250 человек собралось почти 2000, в ГУВД сочли, что организаторы нарушили правила проведения массовых мероприятий. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, организатору акции лидеру молодежного «Яблока» Илье Яшину грозит штраф до 2 тысяч рублей. Впрочем, пока до штрафа дело не дошло: сам Яшин никакой повестки не получал и о том, что во вторник его ждут в Тверском суде столицы, узнал только из сообщения «Эха Москвы».
Интрига состоит в том, что митинг-концерт демократической общественности под девизом «Я свободен, я забыл, что значит страх», организованный в поддержку экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и политзаключенных, собрал почти в 10 раз больше участников, чем было разрешено. Формально организаторов акции обвиняют лишь в том, что потерявших страх участников митинга набралось вблизи Лубянки слишком много, - отмечает газета "Время Новостей".
Недооценивший гражданскую сознательность жителей столицы Илья Яшин вовсе не рассчитывал на столь массовое проявление солидарности с политзаключенными и опальным олигархом. В случае начала процесса по административному правонарушению он намерен занять в суде наступательную позицию. «Закон не дает четкого определения, что такое участник митинга», - справедливо заметил Яшин.
Среди участников митинга были представители «Яблока» и СПС, активисты группы «Совесть», национал-большевики, члены «Комитета-2008» и движения «Оборона». Как пишет газета «Коммерсант», ведущие митинга – лидер всероссийского молодежного «Яблока» Илья Яшин и координатор демократической ассоциации «Да!» Мария Гайдар, сменяя друг друга у микрофона, произносили короткие фразы о «власти чекистов», о свободе, «которую у людей никто не отнимет», и об «операции Преемник» на выборах 2008 года, которая «обязательно сорвется». Время от времени митингующие скандировали "Россия! Ходорковский! Свобода!" и "Мы не боимся!"
Учитывая столь непатриотический накал страстей в День независимости России, власти отрядили на поддержание общественного порядка у Соловецкого камня отряды милиции - из расчета два стража порядка на одного демонстранта. «Безопасность митинга обеспечивали 500 сотрудников милиции», - со ссылкой на столичное ГУВД сообщило ИТАР-ТАСС.
Оказавшись в явном меньшинстве перед лицом превосходящих сил московской интеллигенции, сотрудники милиции не нашли ничего лучшего, кроме того, чтобы «возбудить дело», пусть и административное. В результате, практически замолчанный центральными телеканалами митинг-концерт оппозиции получил неожиданную раскрутку в печатных и электронных СМИ.
Думается, за подобное рвение милицейских чиновников по голове не погладят. Очень уж сложно будет увязать слова телекомментатора РТР о 150 собравшихся демонстрантах с административкой «за превышение заявленного числа участников» акции. Так что если судьи Тверского суда смотрели телевизор вместе с остальными россиянами, Яшина могут и оправдать.
С телевизором вообще спорить трудно: сказали, что у Ходорковского 150 сторонников и показали – ровно 150. Какое же здесь превышение разрешенного числа демонстрантов?
В заключении хочется сказать о характере мероприятия. Организаторы заранее анонсировали его как «митинг без партийной принадлежности», поэтому символики и больших растяжек видно не было. Акция в поддержку политзаключенных больше походила на выездной капустник, нежели на оппозиционный митинг, отмечает GZT.Ru. Виктор Шендерович развлекал публику со сцены заготовленными шутками, а бард Тимур Шаов спел грустную песню о том, что ему никогда не стать президентом, поскольку «у нас чучмеков не избирают».
Восторг у слушателей вызвала группа «Джекпот» с переделанным на российский лад хип-хоп-гимном украинской революции «Разом нас богато». По составу митинг напоминал акции в защиту НТВ в Останкино четыре года назад: среди митингующих было много как молодых, так и пожилых людей, многие пришли семьями, - добавляет Газета.ru.
Остается только спросить у руководства столичного ГУВД: товарищи, чего вы, собственно говоря, испугались? Там ведь даже оранжевых повязок не было!