Идея построить тоннель под Беринговым проливом и соединить Евразию и Северную Америку трансконтинентальной железной дорогой родилась более ста лет назад, однако “проект века” так до сих пор и не был реализован. Тут как с полетом на Марс: вроде все согласны, но никто не летит.
Бесполезно искать в железнодорожном расписании экспресс Москва - Нью-Йорк. Сегодня добраться из России в США можно только самолетом или по морю. Однако ученые по обе стороны океана утверждают, что в обозримом будущем к ныне существующим воздушным и морским транспортным путям могут добавиться еще железнодорожный и автомобильный. Для этого нужно всего-навсего соединить Чукотку и Аляску туннелем под Беринговым проливом. Идея его строительства и прокладки сухопутной трассы из Лондона через Берлин, Москву, Омск, Якутск, Анадырь, Ном в Нью-Йорк фантастична и в то же время привлекательна. По своему значению такое “шоссе” вполне сравнимо с Великим шелковым путем. Осенью 2004 года автор этих строк по роду своей основной служебной деятельности присутствовал на научно-практическом форуме транспортных профессионалов. Во время одного из перерывов я познакомился с Робертом Строссом – сотрудником научно-исследовательского центра при Брукингском институте в Вашингтоне. Узнав, откуда мои корни, господин Стросс спросил, слыхал ли я когда-нибудь о несостоявшемся проекте соединения двух стран? Получив честный ответ, он стал рассказывать о данной идее, пока, правда, гипотетической.
Меня это заинтриговало, и я решил узнать, как к возможному сооружению такой магистрали относятся на противоположном конце Земли. Оказалось, что российские средства массовой информации не остались безучастными к подобной идее. Например, из журнала “Итоги” узнал, что первый проект трансконтинентального туннеля родился больше века назад.
Он был предложен русскому правительству неким американским синдикатом еще в 1902 году. Уже тогда технически постройка гигантского инженерного сооружения была вполне осуществима. В России к этой идее отнеслись с полной серьезностью. Проект дважды рассматривался министрами царского правительства, однако так и не был принят. Сомнения вызывало то, что для осуществления плана требовались гигантские затраты, а выгоды от подобного вложения капитала были весьма туманны. Затем грянули Русско-японская война, революция 1905 года, и России стало не до этой масштабной стройки. А при советской власти сама идея проложить железнодорожный путь на территорию потенциального противника казалась абсурдной. Но в последние годы ученые возобновили работу над проектом. С российской стороны этим занимается Центр интегрированных регионально-транспортных проектов при Российской академии наук, который возглавляет член-корреспондент Российской инженерной академии Виктор Разбегин. “К настоящему времени выполнен большой объем работ по предварительному технологическому обоснованию проекта, - говорит он. - Мы провели ряд экспедиций в район предполагаемого строительства. Результаты исследований неоднократно обсуждались на различного рода конференциях. Еще в 1998 году обе страны вплотную подошли к подписанию межправительственного соглашения о строительстве трассы, но в России грянул дефолт, и все инициативы были отложены. Сегодня работы в этом направлении продолжаются.” В США сейчас поднялась новая волна интереса к этому проекту, вызванная событиями на Ближнем Востоке. Но если абстрагироваться от политики, то речь идет о вполне естественном сухопутном соединении Северной Америки и Евразии для создания глобального транспортного коридора из Азии и Европы в Америку через Россию.
Продолжение следует
Аркадий Шерман
«Русский базар»