Ядерные

Ядерные

Несколько дней назад в Тбилиси прибыла делегация (в составе трех человек) Международного агентства по атомной энергии. Визит прошел в режиме секретности и не вызвал большого ажиотажа. А повод для ажиотажа был, причем глобального масштаба. По информации западных СМИ, главной целью визита было установить местонахождение 9 килограммов плутония, исчезнувшего две недели назад из Сухумского физико-технического института. В этом институте хранились радиоактивные вещества 244 наименований. Какова ситуация на сегодняшний день – никто не знает. Багапш не дает экспертам МАГАТЭ абхазскую “визу”. А в Тбилиси заявляют о нескольких попытках переправить радиоактивные вещества из Абхазии по эту сторону Ингури. Перевозчики задержаны, и 4 кг изъятого урана хранятся в Тбилиси. По сообщению “Прайм-ньюс”, представители Агентства намеревались прибыть в Абхазию, на что Сухуми ответил отказом. В то же время, по информации Службы ядерной и радиационной безопасности Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии, никакого разговора с фактическими властями непризнанной республики в связи с приездом экспертов в Абхазию не было.
Как сообщает агентство “Рейтер” со ссылкой на МАГАТЭ, исчезновение опасных радиоактивных материалов для Грузии, как и для многих других постсоветских стран – не новость. Не исключено, что эти материалы будут впоследствии использованы для изготовления т.н. “грязной” бомбы. Для стандартной атомной бомбы необходимо примерно 25 кг обогащенного урана.
Визит международных экспертов был засекречен. На встречах с правительством должны были рассматриваться вопросы проведения в Грузии мероприятий по ядерной безопасности и задействованию “Дополнительного протокола”, к которому Грузия присоединилась в 2005 году. В отличие от Соглашения 1970 года “О нераспространении атомного оружия”, “Дополнительный протокол” позволяет представителям МАГАТЭ проводить доскональное расследование неожиданно, т.е., без предварительного согласования с властями страны.
По сообщению “Прайм-ньюс”, в неофициальных беседах представители силовых структур заявляют, что в период существования СССР Сухумский физико-технический институт (СФТИ) осуществлял работы по захоронению химических остатков. Вместе с различными радиоактивными веществами в институте хранились бериллиевая кислота, титан, тантал, магний, вольфрам, палладий. В сентябре 2002 года абхазы вскрыли захоронения и изъяли оттуда радиоактивные вещества. По сведениям из того же источника, в октябре 2002 года в скопившемся на территории сухумского НИИ ВИЭМ (обезьяньего питомника) металлоломе был обнаружен цезий. Один из собирателей лома погиб от радиационного облучения. Проведенное абхазами на территории ВИЭМ исследование показало высокий уровень радиации.
“После того, как Россия существенно сократила финансирование СФТИ, с 2001 г. при поддержке руководства института начался вывоз химических веществ из Абхазии за границу с целью последующей реализации. Из института вывозили цезий, обогащенный и необогащенный уран, магний, бериллий, молибден, палладий и другие радиоактивные вещества”, - заявляет информант “Прайм-ньюс”.
По сведениям из того же источника, отделение термоэлектроники СФТИ располагает также небольшим количеством германия и свинца. Абхазы продали большое количество запаянного в ампулы цезия. Кроме этого, у них также было 665 граммов обогащенного урана. Он был помещен в контейнер, который находился в специальном колодце недалеко от Сухуми, в Синопе. Вывезенные оттуда с целью продажи 600 граммов урана задержали на российско-польской границе польские таможенники.
В 2001-02 гг. белорусские таможенники задерживали на белорусско-российской границе главного инженера СФТИ Александра Чамагуа, который вывозил по этому маршруту для продажи за границу похищенные в Абхазии химические вещества.
Осенью 2004 г. в России был задержан контейнер с цезием, который перевозил с помощью пограничника один абхаз. В ходе операции был также задержан сотрудник одной из российских спецслужб. Сами эти страны факты задержания этих веществ отрицают, однако спецслужбам Грузии все эти факты известны. По информации из анонимного источника, контейнеры с цезием часто попадают в Абхазии на пункты приема металлолома, откуда морем вывозятся за границу.
По информации российской газеты “Время новостей”, эксперты прибыли в Грузию по приглашению властей. “Эксперты МАГАТЭ проверяют информацию, распространенную Грузией, которая утверждает, что из СФТИ пропали радиоактивные вещества. Институт основан в 1945 г. и в советский период входил в перечень засекреченных учреждений. Здесь производились нестабильные изотопы. В хранилищах института содержались радиоактивные вещества 244 наименований и 655 граммов урана. После событий 1992-93 гг. работавшие в институте грузинские специалисты покинули Сухуми и в настоящее время находятся в Тбилиси.
По информации сухумских властей, все находящиеся в институте радиоактивные вещества по сей день сохраняются в неприкосновенности, и МАГАТЭ в этом убедилось еще в 2002 г. Никакой радиационной опасности не существует. По мнению директора СФТИ Анатолия Марколия, информация грузинских властей не соответствует действительности. По его мнению, информация в грузинских СМИ появилась в связи с началом курортного сезона для создания обстановки нервозности”, – пишет “Время новостей”.
Бывший министр юстиции Абхазской Автономной Республики Паата Давитая подтверждает тот факт, что из СФТИ пропадают радиоактивные вещества. По его словам, находящиеся в Абхазии ваххабиты имеют тесные связи с Аль-Каидой: “Даже работавшие в институте ученые не знали о том, что там делалось и кто чем занимался. После начала грузинско-абхазского конфликта институт не охранялся. По имеющейся у меня информации, радиоактивные вещества из института вывозились, но куда – никто не знает. Этот институт и сейчас не охраняется. Никто не знает, куда делись установки, что здесь изготовляют, как используют имеющиеся в институте радиоактивные вещества. У меня есть информация, что русские ученые, которые работали в институте в последней период, изготавливали минометы для абхазской армии. На территории Абхазии очень много террористов. По имеющейся у меня информации, в Гудаутском районе находятся ваххабиты, у которых тесные контакты с Аль-Каидой”, - заявил Паата Давитая в интервью “Резонанси”.
По его предположению, приезд делегации МАГАТЭ в Абхазию не входит в интересы Сухуми, потому что эксперты, возможно, обнаружат много таких фактов, разглашения которых власти не желают. “То, что в Абхазии отказываются принять представителей Агентства, однозначно указывает, что вынос из института радиоактивных веществ имеет место. Об этом неоднократно заявляли работавшие в этом институте грузинские ученые, ” – говорит Паата Давитая.
Заместитель главы Службы ядерной и радиационной безопасности Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии Леван Гогуа заявляет, что информацией об утере в СФТИ 9 кг плутония и других радиоактивных веществ он не располагает. “Еще в 2001 г. шли переговоры о том, чтобы мы вывезли из института накопившийся там арсенал. Но эти переговоры кончились ничем, поскольку абхазы требовали, чтобы мы построили для них радиационный могильник в Кодорском ущелье. Это не было оправдано ни с политической, ни с технической точек зрения. Поэтому диалог тогда был прекращен. Сведений о том, что из института было что-либо вынесено или утеряно, у нас нет”, – сказал Гогуа.
“Было несколько попыток переправить уран из Абхазии в Грузию. Перевозчики задержаны, около 4 кг урана хранится у нас. Вероятно, это вещество намеревались переправить в Россию, Турцию или в страны третьего мира. Изготовить “грязную” бомбу можно где угодно, не только в Абхазии. Необходимо, чтобы радиоактивные источники были защищены от тех лиц, которые хотят использовать их с этой целью.
Что касается визита экспертов МАГАТЭ, они намерены осуществить в Грузии несколько проектов, в частности, оснастить онкологические больницы необходимой аппаратурой и таможенные терминалы – детекторами. Одним из вопросов должна была быть утечка радиоактивных веществ из Абхазии. Поскольку госминистра по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндравы сейчас в Тбилиси нет, решение этого вопроса перенесено на будущее. С абхазскими властями по этому вопросу разговора не было”, - заявляет в беседе с “Резонанси” Леван Гогуа.

 

Кэти Берикашвили,
газета “Резонанси”, Тбилиси

Оценить статью
(0)