У России есть уникальный опыт мирного и гармоничного сосуществования людей разных религий, и это дает надежду, что в будущем мы будем жить по этой гармоничной модели. Такое мнение высказал на
Всеволод Чаплин отметил, что российский опыт межнационального мира куда старше европейского и американского. «Надо понять то, что отказывается принять Запад: люди имеют право вести тот образ жизни, который укоренен в их религиях, и отказаться от попыток унификации. Попытка причесать всех под одну гребенку светской жизни ведет к конфликтам», — подчеркнул священнослужитель. По его мнению, сохранение настоящего многообразия религиозных традиций дает России перспективы мирного сосуществования разных общин.
Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан заверил, что представители православной и мусульманской общины юга России находят общий язык, когда речь идет о «противостоянии нарастающему светскому давлению». «Перед религиозными сообществами стоит одна проблема — проникновение в нашу жизнь материализма: наркомании, пьянства, разврата и выпячиваемого социального расслоения», — сказал священнослужитель. По его словам, мощным средством возрождения нравственности могло бы стать распространение религиозного образования.
Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан заверил собравшихся, что даже в таком неспокойном регионе, как Северный Кавказ, РПЦ в сотрудничестве с мусульманским духовенством удается мирно разрешать межнациональные конфликты.
«Мы знаем, что среди тех, кто взрывает бомбы в Москве, среди тех, кто поднимает руку на мирных жителей, есть значительное число выходцев с Кавказа, но это не должно ни в коей мере стать основанием или мотивом для ненависти по отношению ко всем выходцам с Кавказа», — заявил Всеволод Чаплин.
«Как раз тогда, когда террористы пытаются расколоть Россию по национальному признаку и столкнуть народы, мы должны особенно сильно противостоять любой национальной ненависти и сделать все для того, чтобы люди разных национальностей, в том числе мусульмане, чувствовали себя в России как полноправные граждане», — сказал он. Отвечая на вопрос о полемике вокруг книги «Кицур Шульхан Арух» (свода правил иудейской жизни, написанном в XIX веке), Всеволод Чаплин призвал не судить о памятниках религиозной письменности с позиции сегодняшнего дня. «Если это делать, то многие религиозные памятники, в том числе, Священное Писание, могут быть названы не соответствующими нормам современной политкорректности. Но они и не должны им соответствовать», — сказал священнослужитель.
По мнению Чаплина, подобные попытки «довольно некорректны и могут только привести к победе тех, кто стремится изобразить религию как нечто общественно опасное».
Признав, что полемика между представителями разных религий всегда была и будет, он, в то же время, подчеркнул, что она «не должна быть оскорбительной и сопровождаться унизительными характеристиками людей по национальному или религиозному признаку». «Это должно быть осознано как некая нравственная норма», — заключил священник.
Секретарь Межрелигиозного Совета России Роман Силантьев сослался на слова главного раввина России Берла Лазара, что иудейская община не имеет претензий в РПЦ в связи с «письмом 500», а потом и «письмом 5000». «Православные иерархи не писали антисемитских книг, а авторство этих писем установлено — это люди из околоправославных кругов и сект, а
«Предстоятель ответил, — подчеркнул отец Владимир, — что он категорически не приемлет это выражение. Экстремизм не имеет отношения к традиционным религиозным верованиям». «Если же экстремисты используют религиозные лозунги, то это происходит лишь для прикрытия их подлинных преступных намерений», — заявил священнослужитель.