«Война миров» («War of the Worlds»), 2005
По мотивам одноимённого романа Герберта Уэллса
Режиссер: Стивен Спилберг
Сценарий: Джош Фридман, Дэвид Коепп
В ролях: Том Круз, Джастин Чатвин, Дакота Фэннинг, Тим Роббинс, Миранда Отто, Морган Фриман
Сказка — ложь, да в ней — намек… И намек этот на сей раз — страшен. Фильм Стивена Спилберга — очень страшен. Беспомощность, страх, высасывающий мозг и разрушающий разум, он — в зале.
Страх выплескивается с экрана на замершего зрителя, ищущего спасения в привычном скепсисе взрослого, пришедшего посмотреть страшное детское кино. Но нет спасения. На пятой минуте кошмарного зрелища зритель оказывается среди тех, кому не повезло, не знаю уже в какой реальности —
Да, существа в этих механизмах питаются человеческим мозгом. Да, они относятся к людям как к блохам или как к вкусным устрицам. Но в кино еще и не такое показывали. А почему
Потух экран, ты уже сидишь и ждешь на остановке последнего автобуса, рядом щебечут красивые девушки, а тебя всего все еще трясет. Хоть иди, ищи кризисного психолога после этого фильма.
«Хэппи энд» абсолютно не помогает. Утешили — три главных героя оказываются живы, плюс внезапная эпидемия некоего земного вируса косит существ, управляющих гигантскими длинноногими машинами, охотящимися на людей или просто разрезающими их на части мощными лазерами.
Я читал книгу (фильм — почти точное ее повторение). Но страшно тогда не было.
Тот, кто увидел в последнем фильме Спилберга сюжетно бесхитростный
Чем дальше вперед по часовой стрелке движется человечество, тем заметнее, как в спилберговской гигантской асфальтовой воронке в центре Бостона, проступают черты другой, выросшей в недрах нашей Земли,
И это очень страшно, потому что понимаешь: в отличие от уэллсовских гигантских металлических клопов, высасывающих человеческий мозг сотен тысяч людей, этот другой мир — уже реальность. И асфальт под людьми УЖЕ расходится то в Лондоне, то в Мадриде, то в Москве, то в
Страшно — потому что то, что начинается теперь — это уже не наш мир. Правда, многим из нас очень хочется считать, что эти, хоть и непохожие на людей, но — люди. И поэтому их жизнь и их мир совместимы с нашими. Хочется думать, что если даже это другой мир — то он такой же добрый, цветной, легкомысленный и светлый, как наш. Многие так и будут думать — пока под их ногами не разверзнется земля.
Страшно смотреть этот фильм еще и потому, что есть
Фильм Спилберга — это разрыв с
То, что сегодня в кино людей заставляют смотреть такие фильмы — уже само по себе говорит о многом. И от этого тоже страшно. Значит, это не сон — все что происходит на наших глазах. Нет, не в кинозале, а на улицах наших городов.
Довольно, прекратите это, включите свет! Я, пошатываясь, выйду из зала…
***
Таким режиссерам как Стивен Спилберг, безусловно, нельзя позволять снимать такие фильмы как «Война миров». Так запугать зрителей, пришедших на фильм фантастических ужасов, чтобы отдохнуть и посмеяться?!
Хотя, конечно, зная творческую биографию режиссера, зрителям его последнего фильма можно было быть и чуточку благоразумнее — как следует подготовиться к тому, что предстоит увидеть.
Есть, конечно, у Спилберга и легкие, светлые, солнечные фильмы (разумеется, по сравнению с последним фильмом режиссера). Например, об американских военнопленных в японском лагере во времена Второй мировой войны («Империя солнца»). Есть очень убедительные
Что же должно было произойти в душе одного из самых знаменитых кинорежиссеров, вернувшегося к драматической истории своего народа (нашумевший фильм «Список Шиндлера»), американского еврея Стивена Спилберга? Что в ней (душе) должно было перевернуться, чтобы политкорректная (если такое понятие применимо в отношении фильмов про инопланетян) история дружбы человеческого малыша и милого инопланетного создания через двадцать пять лет трансформировалась во всемирный кошмар: ИХ детей и взрослых, пожирающих НАС?
Об этом нужно было бы спросить у самого режиссера. Однако очевидно, что совсем не случайно выползающее из подбитого американской армией инопланетного механизма, существо с длинными пальцами, так БЕСПОЩАДНО напоминает того самого инопланетянина — друга земного Мальчика, из доброй детской сказки про дружбу милых и смешных инопланетян и добрых, наивных людей, дружбу двух миров.
Время добрых сказок закончилось. Начинается время ужаса и войны?.. Время войны миров…